Увертюра к опере
Джоаккино Россини «Сорока-воровка», «Болеро»
Мориса Равеля не мыслимы без этого инструмента. Его в партитурах использовали
Вагнер,
Римский-Корсаков,
Шостакович и многие другие композиторы. Малый барабан. История инструмента начинается в военных отрядах, поэтому музыкальные предки перкуссиониста
Симфонического оркестра радио «Орфей» Владимира Терехова носили армейскую форму.
В. Терехов: Барабанщик шёл в авангарде любого отряда, войска. Его функция — подавать звуковые сигналы для определённых действий: отход, отступление или наступление. Примечательно, что такие функции малый барабан выполнял на нескольких континентах. Но изначально он появился в Европе.
Среди прародителей малого барабана — швейцарский табор. Множество упоминаний о барабане можно найти в истории России времен Петра Первого. Не секрет, что сам император был барабанщиком, с детства обучался игре на этом инструменте. В качестве мембраны барабанов в те времена использовалась бычья кожа, которая с двух сторон при помощи верёвок натягивалась на корпус инструмента. Но со временем конструкция менялась.
В. Терехов: Ближе к нашему времени произошли два главных усовершенствования — это винтовая натяжка кожи и переход на синтетические мембраны. Однако мода на кожаные мембраны не исчезла, в Европе популярна кожаная мембрана. Натяжной винтовой механизм позволяет лучше настроить барабан, придать мембране большее натяжение, что способствует увеличению скорости нашей игры, потому что отскок от натянутой мембраны больше. Сейчас малый барабан звучит высоко, резко, пронзительно по сравнению со своим предшественником.
У малого барабана, как у арфы, скрипки, рояля есть струны. Они натягиваются под нижней мембраной и добавляют в звучание инструмента характерный треск.
В. Терехов: Для чего нам нужен треск? Это очень резкий и высокий звук. Именно поэтому удары барабана становятся отчётливо слышны на далеких расстояниях. Струны в выключенном состоянии не соприкасаются с нижней мембраной, а во включённом они натягиваются и прислоняются к нижней мембране с помощью механизма, который называется подструнник.
Барабанные струны бывают разных форм и изготавливаются из разных материалов. В основном используются жильные, витые — как на гитаре, — и спиралевидные струны, похожие на растянутые пружины. Количество струн может варьироваться, кроме того разные стили музыки требуют разных типов струн. Например, в русской музыке, в сочинениях романтиков лучше будут звучать струны в виде пружин, а в немецкой, где нужен более сухой звук, подойдут витые струны. Поэтому, если в программе концерта заявлена, скажем, симфоническая музыка
Чайковского и
Малера, то перкуссионист может использовать разные барабаны.
Одна из оркестровых тайн игры на малом барабане заключается в том, что исполнитель живёт в постоянной дисгармонии между слуховым и зрительным восприятием. Барабан располагается на самых задворках сцены, звук от него долетает в зал не сразу, а с микроскопической задержкой, и, чтобы играть синхронно вместе со всем оркестром, барабанщик должен ориентироваться не только на то, что слышит вокруг себя — игру коллег, но и делать своеобразную поправку на то, что видит — дирижёрский жест. Поэтому игра на малом барабане в симфоническом оркестре — это, как правило, игра с неким опережением. Все зависит от удаленности от групп оркестра, с которыми необходимо совместно сыграть.