Царствовать, но не править

  • 11 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль. Да, в сольных партиях он «впереди на лихом коне», ведёт всех за собой. А в составе коллектива музыкантов этот инструмент — только одна из красок общего музыкального полотна. И с этим согласна артистка Симфонического оркестра радио «Орфей», лауреат международных конкурсов, пианистка Татьяна Сухарева.
Царствовать, но не править
Татьяна Сухарева: Оркестровому пианисту очень нужно хорошее чувство ритма. Надо уметь быстро ориентироваться и правильно считать. И ещё такой момент, как исполнение музыки «по руке», по руке маэстро. Потому что всей концепцией, всем процессом управляет один главный человек. Это дирижёр. От него исходит самое главное видение музыки. И мы только в некоторой степени фигуры, которые доносят его видение.
А еще случается так, что эти «фигуры» не должны двигаться в музыкальных «шахматах» строго по правилам, их обязывают совершать немыслимые ранее пируэты.
Татьяна Сухарева: Недавно я играла современное сочинение, где какие-то краски создавали уже не мои пальцы, которые касались клавиш, а, например, битьё ногой по педали. В этом же сочинении нужно было вставать, прижимать струны рукой. При этом педаль нажата. Ты только какой-то отрезок, участочек прижимаешь как демпферами собственной рукой, ударяешь в этот момент по клавише. И какой-то очень специфический эффект. То ли продолжается дрожание струны, то ли оно уже погасло.
Царствовать, но не править
Оркестровому пианисту подвластен не только рояль. Он должен уметь профессионально работать и с другими клавишными инструментами. Это и челеста, и клавесин, партии для которого также часто встречаются, да и синтезатор.
Татьяна Сухарева: Развитие идёт вперёд, время идёт вперёд. Часто в оркестровых партиях введена партия синтезатора. Там тоже масса всяких тембров, которые могут украсить современную музыку. Вплоть до того, что там может быть занесён тембр ветра, например. И ты уже не музыкально изображаешь, а, по сути, нажимаешь тембр — а у тебя ветер из-под пальцев. Но я синтезаторы не люблю. Потому что добиться живого звучания, в котором будет слышна твоя душа, мне кажется, практически невозможно.
Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. И своего «последнего слова» он еще не сказал. Он может быть грозным и нежным, безжалостным и трогательным. В нём сила и гармония, многообразие звуков и способность до мельчайших нюансов передать мелодией эмоцию и идею. Правильные строки написал про рояль Яков Дубравин: «Живут на клавишах рояля и торжество, и волшебство».

Последние выпуски программы

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.

Не музыкальные, но инструменты

Фрак, визитка и смокинг, «чёрный галстук не обязателен» или «чёрный галстук приветствуется» — это из требований дресс-кода, незыблемого, освящённого и временем, и традицией. Свой «дресс-код» существует и в классической музыке, он отражен, в частности, в наборе музыкальных инструментов, составляющих оркестр.