Фрак, визитка и смокинг, «чёрный галстук не обязателен» или «чёрный галстук приветствуется» — это из требований дресс-кода, незыблемого, освящённого и временем, и традицией. Свой «дресс-код» существует и в классической музыке, он отражен, в частности, в наборе музыкальных инструментов, составляющих оркестр. Но и тут есть исключения, за которые в Симфоническом оркестре радио «Орфей» отвечает артист группы ударных Владимир Терехов.
Владимир Терехов: Если брать ударные инструменты, то в «Золоте Рейна» Вагнера у нас был эпизод для 18-ти наковален. Это соло 18-ти наковален, где у каждого исполнителя их по две штуки и занято 9 человек. Я в этом эпизоде участвовал. Для этого ездил на металлобазу, где просто выбирал куски металла подходящие.
Надо признать, что с 20-го века в классическую музыку всё чаще включают любые звуки и любые инструменты. Да и не инструменты тоже. «Пьеса для пишущей машинки с оркестром» американского композитора и дирижёра Лероя Андерсона написана в конце 1950 года. Композиция использует три основных звука — звук удара клавиши-рычажка о каретку, звонок о возврате каретки и звук возврата каретки. А в «Песне отроков» Карлхайнца Штокхаузена при помощи электроники препарируется человеческий голос. Авторы современной музыки часто пресыщены возможностями традиционных инструментов оркестра. И к воплощению своих музыкальных фантазий они привлекают нетрадиционных помощников.
Владимир Терехов: Это вода, камни, будильник, пила, сирена. Это сковородка, ковшик, просто вёдра. Это предметы, которые нужно бросать в пол. А ещё, как ни странно, я тоже не могу считать традиционным, когда у того же Густава Малера в симфониях прописан деревянный молот, которым надо бить об эшафот.
В наше время никто уже не удивится тому, что басовой флейте «аккомпанируют» огромные керамические кувшины, специально изготовленные «звучащие» камни в форме куба применяются в качестве сольных инструментов, а музыканты ведут смычками по краю стеклянных бокалов, имеющих определенную настройку.
В музыкальной истории Симфонического оркестра радио «Орфей» присутствует и звук цепей, поднимающих якорь, и визг «болгарки», режущей металл (этот «инструмент», правда, с успехом был заменен жестяной кружкой и электрической зубной щеткой), а также цоканье теннисных шариков и грохот вёдер с гвоздями. И не ошибется тот, кто скажет, что этот список обязательно будет продолжен.