Оркестровые тайны

Сколько струн у арфы? Почему гобой занесён в Книгу рекордов Гиннесса? Зачем исполнителям на английском рожке отвёртка и ножик? Можно ли играть на виолончели двумя смычками? Какие ещё загадки скрывают инструменты симфонического оркестра? Ответы на все эти и многие другие вопросы в программе «Оркестровые тайны», посвящённой Симфоническому оркестру радио «Орфей».
Авторы: Вера Ерофеенкова, Андрей Ноздреватых, Владимир Федорович
Текст читает Павел Андреев
Звукорежиссёр Андрей Леонтьев
Фотографии Анастасии Ноздреватых и Вадима Петрова
Оркестровые тайны

Соль для звука

«Сыпать соль на раны», «насыпать соли на хвост» — ясное дело, что такое ничем хорошим не кончится. А вот если сыпать соль на маримбу, вернее на её клавиши, то результат ожидается только положительный и проверен он столетиями.

Приглашённые в классику

Классический состав симфонического оркестра окончательно сформировался в конце 19-го века. Однако не существует правил без исключения, и новые времена требовали новых музыкальных участников. Так что новая классика «пригласила на танец» новые звуки и новые инструменты.

Тайна тайн, в которой оживают ноты

Возвращение к жизни забытой музыки отечественных авторов — одна из главных творческих задач Симфонического оркестра радио «Орфей». Вновь дать настоящее и будущее произведениям позволяет проект «Возрождаем наследие русских композиторов».

Невидимый боец невидимого фронта

Никто не видит суслика, а он, тем не менее, есть. Никто из ценителей классической музыки не видит оркестрового библиотекаря, а он, тем не менее, есть, и от его работы зависит очень и очень много.

Музыка, лежащая на плече

Родоначальником альта считается виола да браччо. В переводе с итальянского — виола для руки. Это зримое отличие от её «товарки» виола да гамба (виолы для ноги), которая держалась на одном из колен или между ними.

Альт и метр

Такое понятие, как «полноразмерный альт», в природе не существует. Его «рост» начинается от «чуть крупнее скрипки» и заканчивается словом «массивный».

Не молодой, но ранний

Альт — самый ранний из ныне существующих смычковых музыкальных инструментов. В момент своего рождения в 16-м веке он приобрел именно ту форму, которую мы привыкли видеть.

Элегантный не как рояль

Его рост — 70 сантиметров, настоящий музыкальный «буратинка» — иногда крикливый и непоседливый, иногда отзывчивый и искренний, а в целом всё же неунывающий и шутливый. Но, в отличие от главного героя «Золотого ключика», в его происхождении не участвовало сосновое полено.

Звук из ничего

Кларнет играет благородно, выразительно, на верхних звуках пронзительно. Он может изобразить что-то мрачно-трагическое или порхать как эльф, радостно преодолевая музыкальную «гравитацию». Инструмент звучит в трёх регистрах.