Родоначальником альта считается виола да браччо. В переводе с итальянского — виола для руки. Это зримое отличие от её «товарки» виола да гамба (виолы для ноги), которая держалась на одном из колен или между ними. Если попытаться дать сходное определение альту, то это будет «виола для плеча и подбородка». Заместитель концертмейстера группы альтов Симфонического оркестра радио «Орфей» Ирина Тюрина и ее коллеги по цеху именно с их помощью удерживают инструмент в «боевой» позиции.
Ирина Тюрина: Для удобства используются «подбородник» и «мостик». По-английски это shoulder rest, то есть «отдых плеча» — так все иностранцы называют. И подбородник тоже призван создать удобство во время игры. Потому что если бы не было подбородника, то инструмент всегда бы выскальзывал из-под шеи.
И оба этих «помощника» стали неотъемлемой частью инструмента. Изготавливают подбородники чаще всего из углепластика. Они круглые или овальные, разных размеров для разных типов телосложения. Практически то же самое в плане выбора материала относится и к мостику, который повторяет форму плеча и комплектуется поролоновой вкладкой. А вот сам рабочий инструмент «требует» только клёна, ели, чёрного дерева, а его струны — серебра.
Ирина Тюрина: Верхняя дека состоит из мягкой породы дерева, а нижняя — из твердой. Подгрифник делается из чёрного дерева. Насчет струн — как правило, сейчас используется синтетическая жила с серебряной обмоткой. Это очень звучные струны, и они достаточно прочные. Прочность в нашем деле играет большую роль, так как струны достаточно часто приходят в негодность, рвутся.
Так что судьба исполняемой альтом музыки, подчас, буквально натянута как струна или висит на волоске. И это в полной мере относится к смычку, поскольку для его изготовления любая синтетика не годится.
Ирина Тюрина: Только конский волос. Его специально отбеливают в каком-то составе. Вот такой конский волос распределяется специальными пучками. Пучки бывают скрипичные, альтовые, виолончельные и контрабасовые. То есть в каждый смычок идет определённое количество волоса.
Существуют легенды, что самая лучшая натяжка для смычка получается из волос американских мустангов или некоей «сибирской породы лошадей». Скорее всего, это чистая мистификация. Однако кто знает, может это вправду работало или работает и сейчас? Секреты изготовления шедевров частью утеряны, а вновь обретенные охраняются более чем тщательно.
Но какими бы высококлассными ни были смычки и сами инструменты, музыка в первую очередь зависит от исполнителя. Та, которая идет сквозь сердце, прозвучит и на неказистом альте с изношенным смычком.