Громко, тихо, но отчаянно здорово

  • 6 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.
Первое фортепиано представил американский изобретатель Джон Айзек Хокинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал австриец Матиас Мюллер, добавив к ней педали. С историей своего инструмента прекрасно знакома артистка Симфонического оркестра радио «Орфей», лауреат международных конкурсов, пианистка Татьяна Сухарева.
Громко, тихо, но отчаянно здорово
Татьяна Сухарева: Пришёл он к нам, естественно, не сразу, он совершенствовался. Совершенствовался от старинных клавесинов, харпсихорд и иже с ними. Это всё одна группа инструментов, которая называлась когда-то клавишно-щипковые. Да они и сейчас есть и активно используются. А потом уже появились клавишно-ударные инструменты. Что такое ударные? Удар — это что-то такое, наверное, грубое. А рояль настолько богат тембрами и красками, что уж точно грубым его назвать нельзя. Хотя и очень упрямую, ритмичную и в чём-то характерную музыку, конечно, на нём тоже исполняешь с большим удовольствием.
Механика фортепиано — это сложная, проверенная многовековым опытом инженерная конструкция. Благодаря ей, у инструмента есть богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, бьют по струнам. А педали (у рояля их три) вносят в звучание свою интонацию. И это, конечно, не привычные автомобилисту «сцепление», «газ» и «тормоз».
Татьяна Сухарева: Педаль тоже появилась, которая поднимает все демпфера, и вот эта вибрация от струны она уже не глушится, а обертон продолжается, вибрирует, вибрирует струна. Это правая педаль на рояле. Она делает звук таким продолжительным. И, безусловно, это тоже краска. Левая педаль так и называется «краска». Она служит для того, чтобы едва-едва звук приглушить. Получается другой характер музыки.
Громко, тихо, но отчаянно здорово
Задача третьей педали — блокировать определённые демпферы, чтобы они оставались поднятыми до снятия педали. За счёт этого можно сохранять один аккорд, играя другие ноты. И все они, «произнесённые» роялем, сплетаются в бесконечное музыкальное полотно.
Татьяна Сухарева: Само слово «рояль» переводится как «король инструментов», потому что он невероятно богат тембрально. Даже когда маленьких детей начинают учить, только на рояле малышам показывают верхний регистр, нижний регистр. И только на рояле можно сказать: а вот здесь птички поют, а вот здесь мишки топают, динозавры ходят и тоже топают. Потому что возможности этого инструмента практически безграничны.
Фортепиано — универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, для него написано бессчетное количество произведений. Музыка в его звуках пробирает до дрожи, в то время как слово не сможет передать тончайшие оттенки чувств и настроений. Когда грустно или радостно, когда сердце переполняют эмоции, фортепиано всегда будет играть в вас отчаянно здорово.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Не музыкальные, но инструменты

Фрак, визитка и смокинг, «чёрный галстук не обязателен» или «чёрный галстук приветствуется» — это из требований дресс-кода, незыблемого, освящённого и временем, и традицией. Свой «дресс-код» существует и в классической музыке, он отражен, в частности, в наборе музыкальных инструментов, составляющих оркестр.