«Сыпать соль на раны», «насыпать соли на хвост» — ясное дело, что такое ничем хорошим не кончится. А вот если сыпать соль на маримбу, вернее на её клавиши, то результат ожидается только положительный и проверен он столетиями. По крайней мере, так считает артист группы ударных Симфонического оркестра радио «Орфей» Владимир Терехов. А он не только музыкант, но и мастер по ремонту и изготовлению этих инструментов.
Владимир Терехов: Клавиша просверлена в двух местах, и сквозь неё протянута веревка в современной маримбе. То есть клавиша не лежит на лагах, она подвешена на веревке. Так вот эти отверстия сверлятся не в «хаотичном» месте, они сверлятся в том месте, где клавиша не колеблется. Самый древний способ эти места определить называется «метод соли». Клавишу помещают на мягкое основание, типа поролона, на неё в двух местах насыпают соль. И потихоньку бьют по центру клавиши. И соль собирается в тех местах, где клавиша не колеблется. Как правило, это такие две полоски, две линейки. И именно там нужно сверлить клавишу, потому что там абсолютно мертвые точки, где клавиша не звучит.
Материал для клавиш — экзотическая древесина палисандра или падука, сочетающая оптимальную плотность и износостойкость. В ход идет также келон, который по своей структуре близок к стекловолокну. Деревянные инструменты чувствительны к воздействию температуры и влажности. Если они повышенные или пониженные маримба начинает терять строй — меняется структура, меняется масса клавиш. Но голоса келонового и деревянного инструмента отличаются принципиально.
А само звучание рождают палочки-колотушки.
Владимир Терехов: Палочка самая простая имеет деревянную ручку, на конце её резиновый шарик, и он просто обмотан ниткой. В основном это шерсть или хлопок, или синтетическая пряжа. Материал нити тоже очень сильно влияет на звучание.
Ручка может быть сделана из берёзы, дуба или ясеня. Но лучший материал для неё — ротанг, он обеспечивает более объёмное, более глубокое звучание.
На маримбе можно играть также смычками от контрабаса или виолончели. Этот инструмент позволяет делать и такое. Он хорошо сочетается с флейтой в низком или в среднем регистрах, или с виолончелью. Недаром в репертуаре произведений для маримбы есть переложение виолончельных сюит Баха.
Из области массовой этнической музыкальной культуры маримба поднялась в сферу академического искусства. Но все же её и сейчас воспринимают как нечто «заморское», дающее музыке «соль и перец», не свойственные европейской культуре. Хотя такая приправа позволяет значительно расширить возможности музыкальной «кухни».