Классический состав симфонического оркестра окончательно сформировался в конце 19-го века. Именно тогда в его коллектив вошла туба и плотно прикрыла за собой «дверь». В любом оркестре есть несколько ключевых инструментов. Именно для них композиторы прошлого сочиняли величайшие произведения. Однако не существует правил без исключения, и новые времена требовали новых музыкальных участников. Так что новая классика «пригласила на танец» новые звуки и новые инструменты.
Даже их названия пропитаны экзотикой — диджериду́, варга́н, ре́йнсти́к (она же палочка дождя). Это далеко не полный список, одно из мест в котором занимает и мари́мба — близкая родственница ксилофо́на. Своим невероятно красивым звучанием она привлекла внимание артиста группы ударных инструментов Симфонического оркестра радио «Орфей» Владимира Терехова.
Владимир Терехов: Маримба используется, в основном, в современной музыке. То есть это та музыка, которая сочинена на рубеже 20-21 века, и современная, наших дней музыка. Там маримба приобретает наибольшее применение.
Маримба состоит из большой рамы, на которой располагается меньшая рамка с деревянными брусками-пластинами, размещенными, как клавиши фортепиано. У каждой пластины разные толщина и размер. Их количество может колебаться в зависимости от размеров инструмента. Под клавишами находятся металлические резонаторы-трубки. Они придают звучанию объём и глубину.
Можно сказать, что маримба — это разновидность ксилофона. Однако её резонаторы длиннее, отличается и звучание. У маримбы тона мягкие, а у ксилофона жёсткие, саркастические.
Родина маримбы — Западная Африка. Вместе с рабами она попала на побережье Южной Америки, затем в Америку Центральную. Да и зашагала себе дальше по музыкальному миру.
Владимир Терехов: Маримба –это, в принципе, инструмент народный. Известно, что он появился в Африке. Как и любой народный инструмент он сразу же приобрел широкое применение. Есть источники, которые говорят, что в 14-м веке он уже был. Но, конечно, не в том виде, в котором он сейчас.
На маримбе хорошо звучат лирические мелодии, гармонии, виртуозные пассажи. Играть на ней можно и сразу нескольким музыкантам, что облегчает исполнение и позволяет создавать более сложные композиции.
Принято считать, что в классику маримбу «пригласил» Дариус Мийо. В 1947 году он написал концерт для маримбы и вибрафона. В классике она осталась и до сих пор. С конца 20-го века репертуар для неё вырос просто поразительно. Среди композиторов — профессиональные исполнители на этом инструменте, которые лучше знают его особенности, представляют, чего можно от него добиться
Маримба прочно вошла не только в классику, но и в нашу повседневную жизнь. Её звуки часто звучат в мелодиях вызовов на смартфонах, хотя большинство их владельцев даже не подозревают об этом.