Главный сказочник русской музыки, профессиональный моряк, ставший профессиональным композитором
Родился композитор в аристократической семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, история которого тесно связанна со службой во флоте. Обучаться музыке он стал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море — вслед за братом Николай готовился поступить в Морской кадетский корпус. Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьёзно заниматься в провинциальном городке в Новгородской губернии не было возможности.
По-настоящему интересоваться музыкой мальчик начинает после переезда семьи в Санкт-Петербург. Римский-Корсаков погружается в культурную жизнь города, знакомится с операми Россини и Глинки, которые производят на него неизгладимое впечатление. Также в Петербурге он впервые встречает человека, который в будущем сыграет ключевую роль в его становлении как музыканта. Это Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся композитор и создатель кружка, ставшего позже известным как «Могучая кучка». Благодаря влиянию Балакирева, Римский-Корсаков начинает серьёзную работу над Первой симфонией.
Природный талант помогает Римскому-Корсакову быстро и без школьной подготовки овладеть и музыкальной формой, и колоритной оркестровкой, и приёмами сочинения. Несмотря на увлечение музыкой, Римский-Корсаков стойко придерживается решения поступить на флот и продолжить семейную традицию. В 1862 будущий композитор с отличием оканчивает Морское кадетское училище. Он прекрасно проявляет себя на флоте, отправляется в кругосветное плавание, в то же время оканчивает Первую симфонию. По возвращению в Санкт-Петербург снова присоединяется к кружку Балакирева, где чувствует поддержку и понимание. Под влиянием наставника он углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее будет использован в одноимённой опере. Уже в этот период Римский-Корсаков проявляет новаторство и склонность к экспериментам.
В «Садко» он использует придуманный им симметрический лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», необычайно подошедшую для воплощения сказочных, фантастических образов его произведений. Николай Андреевич обладал редкой слуховой способностью — синопсией, так называемым «цветным слухом», благодаря которому он воспринимал тональности в разных цветах: так, например, ми мажор соотносился у него с синим цветом, цветом волн. Возможно, именно поэтому многие его «морские» произведения написаны в ми мажоре. Коллеги Римского-Корсакова по «Могучей кучке» отмечают, что он был прекрасным и искренним другом. Он с любовью и упорством дописывал, редактировал, оркестровал незаконченные произведения своих друзей по кружку. Так, он работал с операми «Борис Годунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Вильям Ратклиф» Цезаря Кюи и «Каменный Гость» Александра Даргомыжского.
В 1871 году мичмана Римского-Корсакова приглашают преподавать оркестровку в Петербургскую консерваторию. На тот момент он уже известный автор, написавший Первую симфонию, создатель оригинальных сочинений для оркестра, симфонической картины «Садко» и сюиты «Антар». Говорят, директор консерватории и не подозревал, что у такого талантливого молодого композитора может не быть академического образования. Сам же Римский-Корсаков признавал, что не обладал должной теоретической подготовкой, и принялся смиренно поднимать свой уровень — посещать занятия наряду со своими же учениками, изучать теорию музыки. «Могучая кучка» не признавала академической школы, считая, что она убивает самобытность молодых композиторов. Римский-Корсаков с этим мнением соглашался, но принимал и другую точку зрения. Как и его близкий друг, Пётр Ильич Чайковский, Римский-Корсаков осознавал необходимость теоретических знаний. Оба композитора даже написали свои учебники по гармонии для студентов консерваторий.
Первая опера Римского-Корсакова появится только в 1872 году. Это «Псковитянка», её премьера проходит в Мариинскомs театре — выдающееся достижение для 28-летнего автора. В 1880-е годы он пишет симфонические произведения, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехерезада», «Испанское каприччо», оперы «Снегурочка» и «Майская ночь» с успехом звучали в европейских столицах. На рубеже веков композитор сочиняет большую часть своих сказочных опер — «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Садко».
К столетию со дня рождения Пушкина композитор приурочил «Сказку о царе Салтане», написанную по либретто Владимира Бельского и продолжающую сказочные сюжеты, начатые «Снегурочкой». Уже на закате жизни Римский-Корсаков получает мировое признания, выступая как композитор и дирижёр на «Русских исторических концертах» в Парижской Гранд-Опера.
Более 30 лет работы в Петербургской консерватории позволили ему вырастить плеяду талантливых учеников, более 200 композиторов и музыкантов, среди которых такие корифеи русской музыки как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Римский-Корсаков чутко отразил в музыке душу и культуру своей страны.
На стыке веков Николай Андреевич черпал вдохновение не в темах индустриального прогресса или политической борьбы, а в русской природе, былинах, известных с детства сказках и легендах.
Анна Чичагова