Его величество «болеро»
Он пленил мир балета танцевальной страстью испанской музыки, а его главное балетное сочинение знает даже не искушённый в музыке человек. Француз с кровью баска — Морис Равель.
Равель родился в баскском городе Сибурна на границе Франции и Испании, потому обе страны называл своей родиной. Но первое место отдавал всё же французской половине, поскольку именно в Париже провёл детство и большую часть жизни. Отец — швейцарский инженер — был большим ценителем музыки, любил играть дома и привил сыну любовь к искусству. Мать происходила из простой баскской семьи, но именно она «заразила» Мориса испанской культурой.
В семь лет мальчик уже занимается музыкой, а позднее поступает в Парижскую консерваторию, которая подарит будущему композитору немало трудностей. Некоторые профессора воспринимают Равеля в штыки: уж слишком часто ученик прибегает к диссонансам и чрезмерно вольно обращается с формой. «Виноваты» в этом импрессионист Эрик Сати и пианист Рикардо Виньес: именно эти музыканты вдохновили Равеля на импровизацию. Впрочем, в консерватории есть и защитники. Так, Габриель Форе оценивает новаторство ученика и советует ему создать цикл произведений на испанские мелодии.
Добиться признания в академических кругах Равель пробует в конкурсе на получение Римской премии. Молодой композитор трижды пытается одержать победу, но всякий раз премия достаётся другим участникам. В двадцать девять лет — последняя возможность для подачи заявки — Равель решается вновь попытать счастья. И… получает отказ. Официально он якобы не проходит по возрасту, но настоящая причина вовсе другая: «антимузыкальная» деятельность и импрессионистская эстетика Равеля раздражают жюри. Возникает скандал, пресса обрушивается не только на конкурс, но и на всю систему: достаётся академии и консерватории. Руководство последней терпит поражение и уходит в отставку.
Сам же Равель оказывается символическим лидером музыкального обновления в Париже. С академическими кругами композитор порывает, а его самого сравнивают с Клодом Дебюсси. Сочинения Равеля день ото дня набирают популярность, концерты выходят на первый план в культурной жизни Франции и достигают слуха Сергея Дягилева. Устроитель знаменитых «Русских сезонов» заказывает музыку для балета Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя», а следом ещё несколько сочинений. Но вскоре знаменитый русский балет потеснит одно из самых трагических событий двадцатого века.
Во время начала Первой Мировой войны Равель сразу же записывается добровольцем, но под деликатным предлогом «на музыкальном фронте нужнее» композитору отказывают. Истинная причина иная: Равель слаб здоровьем, слишком низок и к тому же мало весит. Музыкант проявляет всё упорство и спустя три месяца всё же окажется в войсках шофёром грузовика. Окончание войны встретит уже не в форме: в 1918 году Равеля комиссуют из-за подорванного здоровья.
После войны авторитет Равеля был неоспорим. Композитору предлагают стать членом Ордена Почётного легиона и занять место во Французском институте, но музыкант проигнорирует регалии. В то же время, послевоенный период композитора критики называют эпохой расцвета славы Равеля. Он сотрудничает с Сергеем Кусевицким, создаёт для Иды Рубинштейн знаменитое «Болеро», покоряет своей музыкой балет, успешно гастролирует в Европе и США. В Штатах Равель знакомится с Джорджем Гершвиным, увлекается джазом и блюзом. Но всё перечёркивает1933 год, когда композитор попадает в автомобильную аварию. Она породит неврологическое расстройство, которое помешает дописать музыку к балету «Жанна д’Арк». Последними сочинениями станут «Три песни», которые Фёдор Шаляпин исполнит в фильме «Дон Кихот». В 1937 году Морис Равель попытался излечить недуг, но операция оказалась неудачной, и композитор скончался 27 декабря в Париже.
Никита Курочко