Ангелы и демоны Рихарда Вагнера
Великого оперного реформатора Рихарда Вагнера в детстве назвали безголосым. На сцену он впервые вышел в «немой» роли Ангела. Пройдёт время и маститый маэстро создаст театр с акустикой, сфокусированной на вокальном искусстве. Вагнер- автор 13 музыкальных драм с либретто, написанными одним человеком — самим композитором.
Вагнер родился в бедной семье в Лейпциге — городе, богатом на музыкальные традиции. Нищета и роскошь станут для Рихарда двумя полюсами жизни. В начале карьеры в союзники он выберет творчество Бетховена и Шекспира. Единственная симфония и юношеская опера «Запрет любви» не принесут Вагнеру ни славы, ни денег. Спасаясь от кредиторов, Рихард отправится по морю на родину английского поэта и в Лондоне продирижирует симфониями немецкого классика. Оригинальное выступление молодого маэстро у публики не встретит понимания.
Во время путешествия в Туманный Альбион у Рихарда окончательно сформировался замысел оперы «Летучий голландец». К тому времени Вагнер находит индивидуальный стиль письма. За главными героями закрепляются яркие темы. Они звучат в оркестре много раз, вызывая чёткие ассоциации с персонажами. Премьера новаторского сочинения в Дрездене оказалась блёклой. Здесь же вскоре поставили «Тангейзера». Реакция публики была неоднозначной. Бесконечно длинные сцены — монологи понравились не всем. Вагнер не отказывается от сквозного музыкального развития и в романтическом «Лоэнгрине», но в тот момент его уже занимает куда более масштабный проект. Следующие четверть с лишним века композитор посвятит работе над циклом «Кольцо нибелунга». Он включает четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». Характерное для Вагнера лейтмотивное мышление достигает высшего предела. Мелодиями — характеристиками наделены не только живые герои, но и предметы, природные явления, а также абстрактные понятия. Счёт доходил до сотни. Для постановки общей продолжительностью более пятнадцати с лишним часов в Байройте строится Фестивальный театр. Он откроется в 1876 году. Свидетелями исторического события станут известные музыканты со всей Европы. Чайковский, Рубинштейн, Григ… Все они потрясены грандиозным замыслом коллеги.
В статусе признанного гения Вагнер наслаждается покровительством баварской знати и забывает о финансовых проблемах. Премьерные показы оперы «Парсифаль» пройдут в Фестшпильхаусе также с оглушительным успехом. Через несколько месяцев композитора не станет. После 1883 года Байройт останется «местом силы» Вагнера. Здесь воскресят его любимую оперу «Тристан и Изольда», а также незаслуженно забытых «Нюрнбергских мейстерзингеров».