Первое исполнение оперы Прокофьева «Война и мир»
17 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В годы Великой Отечественной войны филармоническая жизнь не прерывалась — на разных концертных площадках и в военных частях проходили концерты, в которых участвовали выдающиеся артисты, известные музыковеды выступали с лекциями, готовились выставки. В сезоне 1944/45 годов впервые появляются симфонические абонементы. Репертуар последнего военного года простирается от «Дидоны и Энея» Перселла и «Орфея» Фомина до Восьмой симфонии Шостаковича и «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина. В год окончания войны проводится III Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, победителями которого становятся пианисты Святослав Рихтер и Виктор Мержанов, виолончелист Мстислав Ростропович, скрипач Юлиан Ситковецкий.
7 июня 1945 года в Московской филармонии в концертном исполнении состоялось первое исполнении оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Замысел этой оперы возник задолго до войны. Как писала Лина Прокофьева, первая жена композитора, еще в 1935 году Сергей Сергеевич, в Челябинске, куда он приехал на гастроли, случайно встретился с певицей Верой Духовской и попросил ее дать ему что-нибудь почитать. Она предложила «Войну и мир» Толстого. Он признался, что давно мечтает написать оперу на этот сюжет, но все откладывает, сознавая, что такая тема потребует очень большой и длительной работы. Существует и свидетельство Миры Мендельсон-Прокофьевой: «Война и мир» была первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух… Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную. В апреле 1941 года он записал намеченный нами краткий план либретто оперы». Первые наброски появились весной 1941 года. Начало войны заставило композитора отложить все прочие работы и вплотную заняться этой оперой. Уже к 13 апреля 1942 года был полностью готов клавир оперы в первом варианте. Он был отослан в Комитет по делам искусств. В ответном письме содержалась высокая оценка лирических картин и пожелания доработок. В конце ноября 1942 года Прокофьев на прослушивании оперы в Москве встретился с дирижёром Самуилом Самосудом, и он также предложил внести ряд исправлений, которые композитор учёл. По воспоминаниям Самосуда композитор хотел привлечь С. Эйзенштейна, и режиссер даже начал делать зарисовки-эскизы планировки, пространственного, цветового решения отдельных эпизодов (в его архиве сохранилось свыше десятка таких набросков), однако в связи с занятостью режиссёра и его болезнью эти планы не осуществились.
Намеченная было постановка оперы в Большом театре не состоялась в связи с уходом из театра Самуила Самосуда. Однако работа композитора над оперой продолжалась, и дирижёр не оставлял надежды поставить оперу. Под фортепиано лирико-драматические сцены по роману Толстого впервые прозвучали в Москве 16 октября 1944 года, а 7 июня 45 года состоялось концертное исполнение оперы в Большом зале консерватории.
Главные партии пели артисты Большого театра: бас Александр Пирогов, баритон Алексей Иванов, бас-баритон Александр Батурин, тенор Федор Федотов. Также в опере участвовали солистка Московской филармонии Мария Надион, артисты Музыкального театра Станиславского Николай Панчехин и Михаил Щеглов и другие певцы. Дирижировал Самуил Самосуд. Опера была представлена с элементами театрализации. В своих мемуарах баритон Алексей Иванов писал: «Например, для зрителей было бы странно, если бы сцену, когда к умирающему Андрею приходит Наташа, певцы исполняли бы стоя. И для Андрея нашли старинное вольтеровское кресло».
Успех оперы был огромен: 7, 8, 10 июня и 8 октября она прозвучала в Большом зале консерватории, а 7 октября — в Зале Чайковского. Прокофьев посещал все концерты, и каждый раз его многократно вызывали на поклоны. Через три дня после премьеры композитор послал телеграмму директору филармонии Владимиру Власову. «Прошу Вас передать самую сердечную благодарность превосходно игравшему оркестру, хоровой капелле под руководством Александра Сергеевича Степанова, талантливым солистам и прежде всего Самуилу Абрамовичу Самосуду, с такой любовью и с таким мастерством разучившему оперу и проведшему всю работу».