Как вспоминал Самуил Самосуд, музыкальные наклонности у него появились в раннем детстве. Отец-дирижёр обучил игре на корнет-а-пистоне и виолончели. Выступать сольно Самуил стал в шесть лет. Позднее отец отдал мальчика в Тифлисское музыкальное училище, где Самуил занимался в классах духовых инструментов и виолончели.
Позже юноша отправляется в Прагу, где учится у чешского виолончелиста Гануша Вигана, а затем в Париже у известного каталонца Пабло Казальса и в знаменитой «Схола конторум» по классу композиции у главы школы Венсана д’Энди, а также осваивает дирижирование у Эдуара Колонна. Вернувшись в Петербург, Самосуд играет на виолончели в оркестре Народного дома — общедоступного культурно-просветительского учреждения в дореволюционное время. В 1910 году, после недолгой карьеры виолончелиста, Самосуд становится дирижёром оперного театра Народного дома. Спустя семь лет Самуилу Абрамовичу предлагают должность дирижёра Мариинского театра. Там Самосуд проработает недолго, поскольку в 1918 году получит одну из важнейших должностей в своей жизни — главного дирижёра и художественного руководителя Михайловского театра.
У музыканта уникальная судьба. За годы карьеры, он возглавлял оркестры Мариинского и Михайловского театров в Петербурге, Большого театра и Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, Оперно-симфонического оркестра при Всесоюзном радиокомитете, на базе которого Самосуд создаст Симфонический оркестр Московской филармонии. Самуил Абрамович также основал Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
Самосуда можно назвать мостом между двумя эпохами: Российской Империи и Советского Союза. Маэстро дирижировал спектаклями при участии Шаляпина, который тепло отзывался о Самуиле Абрамовиче. На заре СССР дирижировал произведениями Шостаковича («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда») и других композиторов молодой страны. Под управлением Самосуда состоялись и важнейшие премьеры в истории СССР: Седьмой симфонии Шостаковича, «Ивана Сусанина» Глинки, «Войны и мира», оратории «На страже мира» и Седьмой симфонии Прокофьева. Самосуд неразрывно связан с советской эпохой в её самые непростые годы. Название статьи дирижёра «Опера, которая делает эпоху» будто отображает жизненный путь Самуила Самосуда.
Никита Курочко