«Настоящий волшебник. Он обладает огромным талантом. Пианист поражает неповторимыми возможностями своих рук, равно как и мудростью интерпретатора…» — так писали в итальянском журнале о Викторе Мержанове.
Виктор Карпович родился в Тамбове. Здесь он занимается в классе замечательного педагога, друга Сергея Рахманинова Соломона Моисеевича Старикова. Поступать в Московскую консерваторию Мержанов решает как органист, сомневаясь в своих пианистических способностях. Но перед вступительными экзаменами семнадцатилетнему юноше советуют всё же выбрать фортепиано. Так Виктор Мержанов на 73 года связывает свою жизнь с консерваторией имени Чайковского.
Будучи студентом, Мержанов занимается по двум специальностям: фортепиано у Самуила Фейнберга и органу у Александра Гедике. Виктор Карпович вспоминал, что учение и общение с Гедике дало ему очень многое, прежде всего — понимание музыки Баха. Это становится основой исполнительского стиля пианиста. А второй том «Хорошо темперированного клавира» в редакции Мержанова публикуется до сих пор.
На время Великой Отечественной войны Виктору Мержанову, как и многим, приходится оставить занятия музыкой. Все военные годы пианист находится в танковых войсках действующей армии.
Всемирная слава и известность приходят к Виктору Мержанову после победы на Всесоюзном конкурсе в 1946 году. Он разделяет первую премию со Святославом Рихтером. Впоследствии, на протяжении десятилетий пресса разных стран пишет о Мержанове как о крупнейшем пианисте, ставя его имя рядом с именами Иосифа Левина, Эмиля Гилельса, Артуро Бенедетти Микеланджели. Тем не менее, многие современники Виктора Карповича отмечают, что звёздная болезнь его не коснулась.
Он всегда был предан музыке, требователен и критичен к себе и недоверчиво воспринимал похвалу. «Если говорить о моём собственном репертуаре, то он у меня небольшой. Эти сочинения являются, если так можно выразиться, моими собеседниками всю мою жизнь. Встречаясь с таким собеседником как, например, b-moll-ная соната Шопена, я каждый раз открываю для себя обязательно что-нибудь новое. Такие встречи обогащают мою жизнь новыми замечательными чувствами и мыслями», — говорил Виктор Мержанов.
Как педагог Виктор Карпович всегда уделял особое внимание максимально рельефной музыкальной выразительности, гибкому, живому ритму. Студенты вспоминают знаменитый мержановский девиз «музыка должна разговаривать». Уже на склоне лет маэстро с горечью отзывался о том, что отношение к музыке у современного поколения становится иным: «Налицо отход от высоких духовных целей, которым призваны служить искусство и культура». От своих учеников Виктор Карпович требовал серьёзного, внимательного отношения к музыке.
Из класса Мержанова вышло немало прославленных музыкантов, в том числе профессора Московской консерватории Юрий Слесарев, Михаил Оленев, Наталия Деева, известные концертирующие пианисты Татьяна Шебанова, Анаит Нерсесян, Марианн Лапшанский, Франк Фернандес и другие. Известный пианист Михаил Лидский, которому довелось несколько лет работать с Виктором Мержановым, пишет: «Сменяются поколения, государственное устройство, технические приспособления, начальники, мнения, суждения — почти весь строй жизни, — но музыка едина и всегда должна быть музыкой, музыкант в меру способностей должен стараться ей соответствовать, а человек — непременно оставаться человеком. В этом, по-моему, главный урок Виктора Карповича. Еще один важнейший его урок: помнить. Без памяти нет культуры — азбучная истина. На протяжении всей жизни — вплоть до самого конца — Мержанов не жалел сил ради того, чтобы наследие ушедших больших музыкантов не кануло в лету, имена их не забылись, а правда торжествовала».
Текст: Марина Сёмина