«Великолепная пятерка». Выпуск четырнадцатый
29 февраля 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Неизвестный Брукнер; рекорд Люки Дебарга; симфонический Россини; фортепианная музыка Моцарта на гитарах — новые записи на радио «Орфей».
Духовные опусы Брукнера в российских концертных залах и в нашем эфире звучат редко. Интерес к ним возник в последней четверти прошлого века и только-только набирает обороты. Один из первопроходцев в этой области — берлинский Камерный хор RIAS. Духовные произведения Брукнера коллектив записал на лейбле Accentus music. Альбом стал результатом большого исследования. Для релиза сделали специальную редакцию уртекста, которую представляют впервые. Кроме того, в записи участвуют музыканты Берлинской академии старинной музыки, а они играют на инструментах середины позапрошлого века и по всем канонам аутентичного исполнительства. В нашем эфире прозвучит «Бенедиктус» из Торжественной мессы Антона Брукнера.
Торжественная месса относится к ранним духовным опусам Антона Брукнера, которые он писал, работая органистом в августинском монастыре святого Флориана в окрестностях Линца. Там же Брукнер написал еще несколько месс. Но именно «Торжественную» исследователи считают композиторской вершиной этого периода. Духовную музыку Брукнер продолжал сочинять до конца жизни.
Он нарушает правила и нормы, а ещё удивляет слушателей неожиданными интерпретациями. Музыкант, ставший едва ли не главным открытием Конкурса Чайковского 2015 года, Люка Дебарг, записал 52 сонаты Доменико Скарлатти. А это почти 4 часа музыки! Чтобы приблизить звучание рояля к клавесинному, пианист отказался от педали и каким-то фантастическим образом не сделал из масштабного проекта «одну большую сонату». Музыку с первого диска этого альбома вы уже могли слышать в нашем эфире, а сегодня мы представляем трек со второго диска — Сонату фа мажор.
В одном из интервью Люка Дебарг называет Доменико Скарлаттти главным героем своей музыкальной жизни. Оказывается, пианист влюблен в творчество композитора с десятилетнего возраста. Однажды, купив в нотном магазине одиннадцать томов сонат Скарлатти, Дебарг закрылся у себя в комнате и не успокоился, пока не переиграл их все. Исполнитель отмечает, что при выборе произведений для записи альбома руководствовался очень личными причинами, которые не стал уточнять.
В историю музыки Джоаккино Россини вошёл, прежде всего, как композитор оперный. Но знаменитый итальянец писал и симфонии, в которых (вот неожиданность!) отчетливо слышится влияние его оперного творчества. А еще та самая искристость, характерная для всего наследия Россини. Одна из симфоний уже звучала в нашей программе. Пришло время познакомиться с новым героем.
Симфонию ре мажор Россини написал в ранний период творчества, когда жил в Болонье. Несмотря на то, что это был учебный материал для музыкантов Академии Полимняка (Polimniaca Accademia), сразу после премьеры, которая состоялась в декабре 1808 года, симфония стала очень популярной.
Далеко не каждое переложение классики звучит хорошо. Но это утверждение точно не относится к интернациональному гитарному трио «Элохио», участники которого замахнулись на Вольфганга нашего Амадея Моцарта и сыграли его Восьмую сонату. Да как сыграли!
Музыкант трио «Элохио» Петрит Чеку: «Моцарт — ключевой композитор для понимания многих аспектов виртуозности (не только технической), особенно для исполнителей-инструменталистов. Мы никогда не слышали гитарного Моцарта, решили это исправить, и сделали аранжировку его Восьмой сонаты для трех гитар».
Трио «Элохио» появилось на свет в 2009 году. В составе ансамбля музыканты из Португалии, Хорватии и Косова, которые вместе учились в Музыкальной академии Загреба. Их объединило желание играть мировую классику на гитарах. Поэтому исполнители сделали огромное количество переложений оркестровой и фортепианной музыки для трех гитар. Коллектив регулярно выступает на европейских фестивалях, а современные композиторы посвящают ансамблю новые произведения.
24 прелюдии для фортепиано… Сразу вспоминаются Шопен, Скрябин, Шостакович… Недавно в этом ассоциативном ряду появилось имя еще одного композитора — Леонида Десятникова. Он озаглавил цикл «Буковинские песни». После московской премьеры, которая состоялась осенью позапрошлого года, фирма «Мелодия» решила записать фортепианный цикл в исполнении Алексея Гориболя. Ему, кстати, композитор и посвятил «Буковинские песни».
Алексей Гориболь: «Я ужасно боялся подступиться к этому произведению, потому что мне казалось, что есть огромное количество пианистов, которые выхватывали ноты из рук Десятникова, когда он только писал их. Прелюдии мы записывали по ночам в Большом зале Московской консерватории. Я люблю писать ночью, для меня это в порядке вещей. И я очень признателен звукорежиссёру Михаилу Спасскому, который не торопил. И признателен Десятникову. Он, конечно, сидел на записи и не пропускал ни одной ноты. Это первая запись сочинения, которому суждена, как мне кажется, большая исполнительская жизнь»
Слово «буковина» вошло в оборот в конце 14 века и означало «бук». Позже его значение стало связано с географией. Сейчас на карте можно найти несколько Буковин — на Украине, в Польше и Словакии. Леонид Десятников в «Буковинских песнях» обращается к фольклору Западной Украины.
Сегодня мы будем слушать архивную запись двух выдающихся скрипачей, чьи имена не нуждаются в особом представлении. Это Леонид Коган и Елизавета Гилельс. В прошлом году исполнилось 95 лет со дня рождения Леонида Борисовича и сто лет со дня рождения его супруги Елизаветы Григорьевны. Круглой дате фирма «Мелодия» и посвятила выход бокс-сета, состоящего из пяти дисков. На первом — дуэтные записи Когана с Гилельс. В их исполнении при участии Московского камерного оркестра под руководством Рудольфа Баршая мы послушаем первую часть из Концерта для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха. Запись 1959 года.