Скрябин Александр Николаевич

25.12.1871 – 14.04.1915
Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности.
Музыка Скрябина — явление исключительное в русской культуре. Его искусство озарено светом грядущих перемен в жизни человечества, страстно устремлено в будущее с непоколебимой надеждой, что это будущее принесет человечеству счастье и совершенство.
Классическая стройность и ясность мысли, изящество и совершенство формы сочетаются в сочинениях Скрябина с обновлением музыкального языка, с предвосхищением путей развития искусства ХХ века.
Будучи выдающимся исполнителем-пианистом, А. Н. Скрябин начал свой творческий путь с сочинения фортепианных миниатюр. Однако растущая грандиозность художественных замыслов и стремление к расширению средств выразительности постепенно обратили мысли Скрябина к симфонии. С конца 90-х годов XIX века и до последних лет жизни композитор, не переставая создавать фортепианные пьесы, поэмы, сонаты, именно в симфонических произведениях стремился выразить все самое значительное и сокровенное. Число его симфонических произведений невелико: оркестровая прелюдия «Мечты», три симфонии, «Поэма экстаза» и «Прометей» («Поэма огня»). Кроме этого ряд сочинений для оркестра при жизни автора остались неопубликованными: Увертюра (Аллегро) ре минор для симфонического оркестра, Анданте для струнного оркестра, Фантазия для фортепиано с оркестром.
Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (1903–1909 гг.) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.