Скарлатти Доменико

26.10.1685 – 23.08.1757
  • Испания
  • Италия
  • Португалия
Доменико Скарлатти. «Ровесник и коллега Баха и Генделя»
Они все трое родились в один год, но оба его немецких коллеги прославились, прежде всего, крупными вокально-хоровыми произведениями, а он — небольшими сонатами для клавесина.
Он — представитель целой музыкальной династии, глава которой — его отец Алессандро Скарлатти, крупнейший оперный композитор Италии, основатель неаполитанской оперной школы. Известными музыкантами были и другие члены этой семьи. Но только Доменико удалось выйти за рамки своей эпохи барокко и проложить пути в будущее. Его сонаты повлияли на становление фортепианного стиля венских классиков Гайдна, Моцарта и Бетховена, его музыкой, несмотря на ее более чем вековое забвение, восхищались Шопен, Дебюсси, Барток, а многие ведущие современные пианисты — от Горовица и Микеланджели до Аргерих и Плетнева — постоянно включали ее в свой репертуар и продолжают это по сей день. Правда, чтобы найти свое истинное призвание, композитору пришлось покинуть родину и полжизни работать за ее пределами, что, кстати, вовсе не редкость даже для того времени, не говоря уже о нынешнем. Так, немец Гендель сделал успешную карьеру в Англии, а итальянец Вивальди последние годы провел в Вене, зато гениальный Бах никогда не покидал пределов родной Германии. То есть универсальных примеров здесь, увы, не существует.
Скарлатти-младший родился в Неаполе, куда перебрался в молодости из сицилийского Палермо его отец, под руководством которого мальчик, шестой ребенок из десяти детей, делает первые шаги в искусстве и вначале идет по стопам родителя — сочиняет традиционные оперы и духовную музыку. Однако тот вскоре понимает узость и ограниченность своего влияния на него и отправляет талантливого сына в Венецию для расширения его профессиональных навыков и творческого кругозора. Там юноша знакомится с Генделем, Вивальди и другими новыми для себя фигурами и занимает видное место среди современных музыкантов, прежде всего — как замечательный исполнитель на клавесине и органе. Затем он перебирается в Рим, работает в Ватикане и при дворах различных аристократов, сочиняя для них преимущественно оперные и духовные произведения, которые, при всем их техническом мастерстве, все же не выходят за традиционные общепринятые рамки, в которых композитору явно тесно. Особенно наглядно это проявилось в состязании с Генделем, устроенном кардиналом Оттобони, племянником Папы Римского, где слушатели однозначно признали превосходство итальянца в игре на клавире. И, видимо, тогда в нем рождается желание вырваться из того ограниченного круга вокальных жанров, форм и стилей, которые преобладали в Италии, и попробовать себя в других национальных и географических условиях. В 1720 году он с радостью принимает предложение посла Португалии в Риме стать наставником португальской принцессы Марии Барбары и переезжает в Лиссабон. Далее вся вторая половина его жизни проходит на Пиренейском полуострове.
Когда его подопечная выходит замуж за наследника испанской короны и становится королевой, Скарлатти вместе с ней перебирается в Мадрид, не прерывая их музыкальных занятий. Для нее и других своих учеников, в том числе талантливого Антонио Солера, будущего видного композитора Испании, он сочиняет многочисленные пьесы-экзерсисы, небольшие одночастные сонаты, предназначенные для упражнений в игре на клавесине, где дает волю своей безудержной творческой фантазии. Всего им создано около пяти с половиной сотен (550!) таких произведений, поражающих мастерством и лаконичностью изложения, богатством и разнообразием чувств, настроений и образов. По сути это целая энциклопедия клавирного искусства с применением разнообразнейших исполнительских приемов, неожиданных ладов и смелых созвучий, основанных зачастую на народных источниках — испанских, итальянских, цыганских и т. д. Большинство этих миниатюр, длящихся буквально по 3-5 минут, остались в рукописях, и только несколько десятков были изданы при жизни автора. В них он предвосхитил глубочайшие драматургические возможности сонатного жанра, воплотившиеся уже композиторами следующих эпох. В ХХ веке эти гениальные мини-шедевры обрели свое второе рождение и звучат теперь на всех концертных эстрадах, входят в программы международных конкурсов, используются в кинофильмах и даже в компьютерных играх. А в столице Испании, где до сих пор обитают потомки композитора, на доме, расположенном по Калле Леганитос, установлена мраморная доска в память о его проживании. Кстати, на той же улице, одной из самых опасных в Мадриде, где за день происходит порядка 300 нарушений дорожного движения, расположен Королевский музыкальный колледж, которым при жизни Скарлатти руководил его друг и земляк Карло Броски, более известный под псевдонимом Фаринелли.
Текст – Анатолий Лысенков.
-----------------------------
Доменико Скарлатти родился в Неаполе в 1685 году. В том же году родились двое других мастеров барокко — И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец — Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.
Д. Скарлатти стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701 году. Уже через три года он перерабатывает оперу К. Ф. Поллароло «Irene» для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи.
«Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын — орел, у которого выросли крылья…».
Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, «словно за инструментом была тысяча дьяволов». Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид — такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван ''Рафаэль из Урбино''.
В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.
Доминико Скарлатти был другом Фринелли, знаменитого кастрата, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено большая часть известной сейчас информации о Скарлатти.
Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ «Essercizi» («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.
Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Ф.Шопен, Б. Барток, Г. Шенкер и В. Горовиц.