Ференц Лист и Людвиг ван Бетховен

Дата публикации: 20 октября 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Небольшой немецкий городок Бонн славится своим собором, интересными музеями и старинным университетом. Но тысячи туристов со всего мира приезжают сюда ежегодно не ради этого. Бонн — родина Людвига ван Бетховена. Горожане воздвигли своему великому земляку 10 памятников! Самый узнаваемый, самый красивый и величественный стоит на центральной площади рядом с домом, где родился композитор. Но монумента могло и не быть, если бы не Ференц Лист.
Деньги на строительство собирали по подписке целых шесть лет, однако проект оказался на грани срыва. Многие музыканты вначале собирались поучаствовать, но потом отказались. Богатая Франция, на которую надеялись, внесла всего лишь несколько сотен франков! Немногим больше пришло из Англии. От неминуемого позора спас Ференц Лист. Он пожертвовал из собственного кармана 50 тысяч франков, и работа закипела.
Летом 1845-го года состоялось торжественное открытие. В Бонн съехались гости со всей Европы: короли, эрцгерцоги и принцы со своими половинками и придворной челядью, композиторы Гектор Берлиоз и Джакомо Мейербер, певица Полина Виардо. В самый торжественный момент, когда сняли покрывало, случился конфуз в стиле Ильфа и Петрова. Оказалось, что бронзовый Бетховен стоит задом к великосветской публике и лицом к простым горожанам. Повернуться к сильным мира сего памятник никак не мог! Да и при жизни музыкант вряд ли захотел бы это сделать. Гордый и независимый, он никогда не склонял головы перед теми, от кого зависел. Спустя почти два десятилетия после своей смерти, он как будто напомнил, что «Князей существуют тысячи, а Бетховен — только один!». Эти слова, сказанные когда-то одному из меценатов, стали самым цитируемым афоризмом композитора.
Событию предшествовал трёхдневный фестиваль. Лист продирижировал «Торжественной кантатой», специально написанной к этому случаю, грандиозной Девятой симфонией Бетховена и другими сочинениями венского классика. Задействовали множество исполнителей, их нужно было где-то разместить! В небольшом и тихом городке на берегу Рейна для этого не было никаких возможностей. Опять выручил Ференц Лист. На его деньги в кратчайшие сроки построили деревянную гостиницу и Бетховенский зал, которые потом снесли.
Прошло четверть века, мир готовился отметить столетие со дня рождения Бетховена. И вновь в Бонне запланировали фестиваль. И вновь не нашлось достаточно денег, хотя официальная причина была другой. Но на этот раз Лист уже не стал финансировать мероприятие. Он организовал и вложил личные средства в два масштабных бетховенских фестиваля — в Веймаре, где жил, и в Венгрии, в Пеште, куда приезжал каждый год. Свой святой долг перед Людвигом ван Бетховеном он исполнил полностью.
А был ли этот долг, и что связывало композиторов на самом деле?
Лист любил вспоминать, как однажды, уже больной и совершенно глухой Бетховен посетил концерт юного вундеркинда Ференца Листа. Под бурные овации он поцеловал мальчика в лоб. Этот поцелуй ребёнок воспринял как благословение. Правда или вымысел? Нет ни подтверждений, ни опровержений этой легенды. Но с другой стороны, Лист всегда считал, что родился «под созвездием» Бетховена. Самым ярким воспоминанием детства был портрет композитора, висевший над его кроватью. С ним он никогда не расставался и считал своим ангелом-хранителем. А впоследствии обзавелся еще одной, очень дорогой в буквальном смысле реликвией — роялем, подаренным Бетховену знаменитой фирмой «Бродвуд», с пюпитром из чистого серебра. Но это ещё не всё.
Игру на фортепиано он осваивал у Карла Черни — ученика Бетховена! Уроки гармонии брал у близкого друга композитора — Антонина Рейхи. Круг замкнулся Антонио Сальери. Когда-то венский классик совершенствовал под его руководством композиторское мастерство, а потом Лист обучался у итальянца азам профессии.
Мистическая связь двух композиторов на этом не закончилась. Фестиваль, организованный Листом в Бонне, влачил весьма жалкое существование почти полтора века. А в конце прошлого столетия занял достойное место на культурной карте Европы. В 2014 году его интендантом стала известная писательница Ника Вагнер — правнучка Рихарда Вагнера и праправнучка Ференца Листа. Таким образом она «закольцевала» историю Бетховенских фестивалей и своего прапрадеда. Но вполне возможно, что это не финальная точка, и продолжение ещё впереди.

Последние события