Черни Карл

20.02.1791 – 15.07.1857
Карл Черни, безусловно, самый исполняемый музыкальный автор в мире, хотя почти все его произведения звучат не в концертных залах, а на домашних и школьных уроках, и в основном, в исполнении начинающих музыкантов.
Все юные пианисты мира учатся и совершенствуют свои навыки на его знаменитых этюдах, без которых освоить классическое фортепианное искусство практически невозможно. Ежедневно огромная армия будущих виртуозов, — а их в одном только Китае около 70 миллионов, — садится за рояль, чтобы овладеть азами игры на этом инструменте, и едва ли не каждый при этом обращается именно к Черни. Можно сказать, что его музыка звучит на нашей планете постоянно, без перерывов и выходных, причем столь высоким показателем, наверное, не могут похвастаться ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен — даже вместе взятые. И всё это благодаря тихому и скромному, но на редкость плодовитому автору, которого обожают все преподаватели музыки и искренне ненавидят их многострадальные ученики, вынужденные часами заучивать его трудные и неудобные пассажи и обороты. К счастью, далеко не всем из них эти страдания окупятся сторицей, ведь только единицы станут впоследствии настоящими фортепианными звёздами, большинство же просто уйдет в другие сферы деятельности и забудет свои детские занятия, как страшный сон. Ну, а те, кто сам станет преподавать, — и таких тоже немало, — будут задавать своим воспитанникам вновь те же самые трудные однообразные пьесы, на которых росли и мучились сами.
Черни жил и творил в эпоху бурного подъема фортепианного исполнительства, когда вместо старых и ограниченных клавесинов и клавикордов появляются новые, большие и роскошные инструменты, с огромными техническими возможностями и широким звуковым диапазоном. В расчете на них композиторы начинают писать более смелые и разнообразные по языку и фактуре произведения. Такова, например, одна из поздних сонат Бетховена № 29, предназначенная им для специального молоточкового фортепиано и получившая именно такое название — «Хаммерклавир». В начале XIX века одна за другой появляются фирмы, производящие прекрасные рояли, звучащие и выглядевшие действительно по-королевски (само слово рояль так и переводится — королевский) — Эрар, Плейель, Блютнер, Шредер, Бехштейн и другие. И чтобы покорять с их помощью гигантские залы и аудитории, требовались искуснейшие маги, виртуозы и чародеи исполнительского мастерства, которых воспитывали замечательные педагоги и композиторы Гуммель, Клементи, Вик, Калькбреннер, Мошелес и многие другие. Но самый главный среди них, безусловно — Черни.
Сын венского музыканта, чеха по происхождению, он уже в 9 лет выступает с сольными концертами, а еще через год становится учеником великого Бетховена, преклонение перед которым сохранит на всю жизнь. Он сделает фортепианные переложения многих симфонических и камерных сочинений своего наставника и даже будет давать уроки игры на рояле его беспутному племяннику, кстати — тоже Карлу. Черни, как и его кумир, полностью откажется от семейного счастья и останется бездетным и неженатым, отдав все свои силы и талант музыке. К 16 годам он уже — один из лучших преподавателей Вены. Попасть к нему в класс стремятся не только многие музыканты из этого города, но и со всей Австро-Венгрии. В частности, у него учится приехавший из далекой венгерской глубинки гениальный Ференц Лист, а также его будущий заклятый соперник Сигизмунд Тальберг. Позже они будут оспаривать между собой звание лучшего пианиста Европы. Для них и прочих своих многочисленных учеников Черни специально создает соответствующий репертуар, призванный помочь им в освоении приемов игры на фортепиано. Он пишет сотни пьес, упражнений и экзерсисов под общим названием «этюды», которые рассчитаны на все основные технические приемы исполнения — гаммы, арпеджио, октавы, трели и прочее, и на разную степень подготовки музыкантов — от начинающих до самых продвинутых. Им созданы тысячи таких произведений прикладного характера, ставшие настоящей библией фортепианного искусства, которые используются в практике обучения по сей день. Но нередко к ним обращаются и прославленные пианисты, уже добившиеся широкого признания, для поддержания, так сказать, хорошей технической формы. Так делали Танеев, Сафонов, Рахманинов, Плетнёв и другие.
Помимо этюдов, Черни оставил также немало сочинений других жанров — мессы, оратории, сонаты, симфонии, которые, правда, остались большей частью в рукописях и только сейчас начинают понемногу звучать на концертной эстраде.
За более чем тысячу своих фортепианных опусов, всегда пользовавшихся огромным спросом и регулярно выпускаемых разными нотными издательствами, Черни накопил за 66 лет жизни значительные денежные средства, которые, за неимением наследников, завещал различным художественным организациям, в том числе Венскому обществу любителей музыки.
Текст — Анатолий Лысенков.
------------------------
Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта. Карлу еще не исполнилось 9 лет, когда он начал публичные выступления. В 1800 Бетховен, услышав игру мальчика, предложил давать ему уроки; занятия продолжались с перерывами более 10 лет.
Бетховен доверил Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни вскоре прекратил концертные выступления и после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции.
Самое ценное в его композиторском наследии — педагогические сочинения. Черни писал почти во всех музыкальных жанрах. Он автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров. Черни написал также учебник композиции «Полное теоретико-практическое учение о композиции» (1849), «Очерк истории музыки» (1851) и мемуары.