Берлиоз Гектор

Berlioz Louis-Hector

11.10.1803 – 08.03.1869
Путь Гектора Берлиоза к музыке был непрост. Мальчиком Гектор играл на флейте и гитаре, даже сочинял романсы, но это была лишь часть общего отцовского воспитания. На фортепиано играть вообще было запрещено. Да и зачем будущему врачу клавиши: Гектору прочили карьеру доктора. Вместо консерватории двери 18-летнему юноше открыла Медицинская школа в Париже. Учёба особой радости не доставляла, а вот Парижская опера, шедевры Глюка и Спонтини вызывали восторг и душевный подъём. Вместо изучения медицинских трактатов, Гектор в библиотеке Парижской оперы делает копии партитур опер Глюка. За право посещения библиотеки пришлось побороться: пускали зачастую только студентов консерватории.
Сомнения по поводу медицины окончательно прошли после проведённого им первого вскрытия. Родители в гневе, но Гектор настаивает на своём и покидает школу. Денег от отца теперь приходит значительно меньше, так что молодому автору приходится петь в хоре. Юноша берёт частные уроки композиции, штудирует учебники, готовит первое публичное выступление, где звучит его не очень успешная «Торжественная месса».
В 23 года Берлиоз добивается своего: теперь он студент консерватории. Её он оканчивает в 1830 году. В этом же году пишет триумфальную «Фантастическую симфонию», а за кантату «Сарданапал» получает Римскую премию, на деньги которой едет учиться в Италию.
Ради заработка Берлиозу приходится заниматься музыкальной критикой, к которой композитор испытывает ненависть, ведь журналы отнимают всё время от сочинительства. Но делать нечего, деньги нужны всегда. Берлиоз входит в интеллектуальную элиту Парижа тех лет– общается с Гюго, Дюма, Санд.
В 1833 году Никколо Паганини просит написать произведение, где солирующим инструментом был бы альт. Первая часть «Гарольда», показанная Берлиозом, совершенно не впечатлила скрипача. Но спустя несколько лет, после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом», Паганини бросается на колени перед композитором и целует ему руки. На следующий день скрипач присылает Берлиозу письмо, где называет его преемником Бетховена. Вместе с посланием Берлиоз получает от Паганини чек на солидную сумму.
Но денег всё равно не хватает. Спасением становятся гастроли по России, которые помогает организовать Глинка. Берлиоз даже отказывается от концертов в Америке. И не зря: турне идёт успешно, Берлиоза принимают с восторгом, а выступления проходят с триумфом. «Ты моя спасительница, Россия!» — пишет композитор после гастролей. На родине таких гонораров не платят.
Берлиоз вынужден продолжать заниматься критикой и работать библиотекарем в Парижской консерватории. История любви и семьи Берлиоза требует отдельных страниц. Они уже есть, их написал сам композитор: незадолго до смерти вышли его «Мемуары». На их основе спустя сто с небольшим лет создадут 6-серийный фильм «Жизнь Берлиоза». Скажем только, что композитор скончался в одиночестве в своей парижской квартире, а последнее письмо адресовал своему другу, известному русскому критику Владимиру Стасову.
По достоинству вклад Берлиоза в музыкальную культуру оценили только спустя несколько лет после его смерти. Соотечественники и вспомнили, что Берлиоз заложил основы новой школы дирижирования, развития музыкально-критической мысли, создал программный симфонизм и дал огромный толчок развитию романтического искусства.

Строптивая муза симфонии

Мечтания, томление, эротические грёзы, безудержный загул. Всю палитру страстных терзаний вложил влюблённый Гектор Берлиоз в свою Фантастическую симфонию. Он даже придумал для неё подзаголовок — «Эпизод из жизни артиста». А для усиления эффекта описал все переживания, звучащие в музыке, словами. Премьера первой в истории программной симфонии состоялась 9 декабря 1832 года.
За два года до этого, на грани зимы и весны 1830-го, студент Парижской консерватории Гектор Берлиоз как одержимый колдует над шедевром, который просто обязан растопить холод предмета его страсти — актрису Гарриет Смитсон. На улицах Парижа совсем скоро появятся баррикады уже второй революции, а он не в силах выкинуть её из головы. Какой из сценических образов лицедейки раззадорил воображение музыканта — Офелия или Джульетта? Скорее всего последняя… Именно она станет героиней его будущего полотна по трагедии Шекспира. Но это случится намного позже. А сейчас, мучимый равнодушием избранницы, он изливает своё отчаяние в музыке.
Творческие откровения композитора вызывают небывалый ажиотаж у публики. Но ему и этого мало. Ещё два года он проводит на стажировке в Италии, шлифуя полотно до изнеможения: то дописывая, то меняя части местами.
Вернувшись в Париж с идеально огранённым алмазом, он застаёт город обсуждающим демонический гений Паганини и одухотворённость Шопена. Но это не важно. Главное, чтобы на премьеру его первой симфонии пришла возлюбленная.
Она в зале Парижской консерватории и растворяется в звучании первой части — ночных грёзах композитора, сотканных из страсти и ревности. И вот уже картина Бала, где героиня кружится в вихре вальса, который после сцены в полях обернётся безумным шабашем ведьм.
Фантастическая симфония дала Берлиозу всё, чего он хотел — известность, деньги, ну, и конечно, руку и сердце строптивой актрисы. Потом придёт разочарование, за которым последует развод. На гастролях в России композитор переадресует свой шедевр императору Николаю Первому. Это уже будет третья редакция симфонии, именно её мы сейчас слышим в концертных залах. Но история бережно хранит имя музы Берлиоза, его первой жены — прекрасной шекспировской актрисы Гарриет Смитсон.
Текст: Наталья Оганджанянц