Звучание речи

Речь, как и музыка, имеет свою мелодику, стилистику звучания, а похожие звуки и слова рождают в ней музыку языка. Ей и посвящена программа, в которой будут и истории о «музыкальных» и «театральных словах», и грамматические правила дирижирования и посещения концертов, и разного рода тонкости — например, какого рода «сопрано», правильно ли кричать «браво!», что может быть артистичным, а что — только артистическим, имеет ли право на существование слово «волнительно» и кто первым отметил «две большие разницы». И много других речевых «обертонов», в звучание которых стоит вслушаться.

Выходит

  • По будням в 02:10, 07:10 и 20:10
  • По выходным в 03:10, 07:10 и 16:10
Звучание речи

Полифония и какофония

Есть немало примеров того, как речь профессионалов отличается от нашей, речи простых смертных: моряки используют не кОмпас, а компАс, языковеды изучают не дИскурс, а дискУрс, люди страдают от мАний и фОбий, а психиатры лечат манИи и фобИи….

Ноты, по нотам, мимо нот…

Нота — слово многозначное и непростое, даже для музыкантов, которые по нотам играют, но при этом ноты слышат, только посмотрев на тетрадь с записью концерта, вальса, фуги. Нота и знак (что и значит латинское слово), и звук, означающее и означаемое — тут все как со словами: мы их видим и слышим одновременно, мозг хранит звуковой образ слов.

Какого рода сопрано?

Сопрано — кошмар журналиста: ну как сообщить, например, что сопрано — тут имя любой оперной дивы — (знаменитое? знаменитая?) потрясающе пела (пело?) на премьере? В кошмарной ситуации обычно выручают скобки, в которые пресловутое «сопрано» и прячется. Но давайте все же попробуем разобраться с родом проблемного слова.

Музыка языка

Музыка языка — что может быть прекрасней и привычней! А ведь звучит она по историческим меркам не так уж и долго: всего два века с небольшим. Что было раньше?