«Великолепная пятерка». Выпуск девятнадцатый

  • 4 апреля 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.

Солнечный Йозеф; мелодичный Бетховен; Рахманинов-перфекционист; дух Кармен жив; первый советский джазмен с консерваторским образованием — новые записи на радио «Орфей».

Предлагаем сразу же задать нашей программе классический тон и послушать Allegro из Ре-мажорной фортепианной сонаты номер четыре из 13 опуса Йозефа Гайдна. Диск с сонатами двух венских классиков — Гайдна и Моцарта — записал американский пианист Энтони Бонамичи на российском лейбле ReachSound.Art.
Релиз отличается ясным, жемчужным звуком, при помощи которого Энтони выстраивает музыкальные фразы — рассказывает истории.
Энтони Бонамичи: «Я бы сказал, что Гайдна труднее понять, а Моцарта труднее играть. Хотя, если честно, произведения обоих композиторов играть трудно. Когда в партитуре так мало нот, каждую из них надо сыграть идеально. Стилистически Моцарт, мне кажется, понятнее. У его музыкальных фраз довольно ясные структуры. Музыка мелодичная, её можно петь. А Гайдн будто строит дом не из кирпичей, а из треугольников или трапеций, при этом все они разных размеров. А как он это делает, понять сложно. Но в итоге выходит безумно красивое и своеобразное сочинение. Но нам, исполнителям, сложно без чертежа всё это разобрать и снова собрать из звуков и осмыслить, передать это слушателям.
Это очень интересный процесс. Он развивает фантазию, мозг и музыкальность».
Американец Энтони Бонамичи прожил в России больше 20 лет. Учился в Московской и Петербургской консерваториях как пианист и композитор. Также получил музыкальное образование в Нью-Йорке. Среди его педагогов Наум Штаркман, Юрий Айрапетян и Борис Тищенко. Больше всего Бонамичи любит играть произведения венских классиков как сольно, так и в ансамблях. Кстати, у Энтони была мастерская, где делали клавесины, спинеты и вёрджинелы. Многие из этих инструментов сейчас находятся в известных концертных залах и учебных заведениях нашей страны.
В этом году музыкальный мир отмечает 250-летие со дня рождения еще одного венского классика — Людвига ван Бетховена. Венский симфонический оркестр заранее подготовился к юбилею и выпустил два диска с записями симфоний знаменитого немецкого композитора, которые с восторгом встретили и слушатели, и критики. Музыканты решили не останавливаться на достигнутом и на собственном лейбле записали еще один альбом, куда вошли Вторая и Седьмая симфонии Бетховена. В нашем эфире прозвучит Финал Второй. Её руководитель коллектива Филипп Жордан считает самой мелодичной из всех.
Швейцарец Филипп Жордан — потомственный дирижер. Карьеру начинал как пианист, работал концертмейстером в германском Ульме. Ассистируя по всему миру дирижерам (в том числе отцу), Жордан понял, что его желанный инструмент не фортепиано, а оркестр. Он до сих пор благодарен Даниэлю Баренбойму, который однажды поставил его за дирижерский пульт как своего помощника. С 2009 года Жордан работал музыкальным руководителем и главным дирижером Парижской оперы. Осенью должен занять аналогичный пост в Вене.
Белорусский пианист Дмитрий Власюк давно покорил европейскую и американскую публику. Особенно ценят его интерпретации произведений Шопена и русской музыки первой половины прошлого века. Много положительных отзывов получил диск с сочинениями Прокофьева и Рахманинова. Их музыку Дмитрий сравнивает с книгой.
Дмитрий Власюк: «Когда ты читаешь, ты визуализируешь, представляешь, проживаешь. Музыка разных народов имеет собственную эмоциональную окраску. Музыка русских композиторов имеет особенное состояние души. Мне это очень близко, так как я часть русской культуры. Я понимаю эмоциональное состояние Рахманинова, когда он пишет какие-то произведения, находясь с другой стороны планеты, и представляет себе Ивановку или просторы русской земли. Богатая история, богатые переживания — то, что меня привлекает в русской музыке».
Рахманинов был перфекционистом. Изначально из девяти этюдов-картин, написанных для 33 опуса, композитор выбрал только шесть. Одно из забракованных произведений Сергей Васильевич переработал и включил в более поздний сборник, а два других и вовсе отказался публиковать. Впрочем, когда издатели взялись за Полное собрание сочинений Рахманинова, волей композитора они пренебрегли — мир увидел 33 опус целиком.
Женщины… Они вдохновляли художников и композиторов во все времена. Не избежал очарования прекрасным полом и Хоакин Турина, который в 1917 году написал цикл «Испанские женщины». В нашем эфире прозвучит пьеса «Влюбленная цыганка». Наряду с другими произведениями знаменитого испанца, она вошла в альбом духового квинтета «Азар». Слушаешь «Влюбленную цыганку», и понимаешь: дух авантюристки Кармен (будто украдкой наблюдающей за возлюбленным) жив до сих пор.
Название квинтета «Азар» переводится как «цветок апельсина». Ароматные белые соцветия можно встретить летом на юге Испании, а героев сегодняшней программы — на престижных фестивалях по всей Европе. Кстати, переложение пьесы «Влюбленная цыганка» для духового квинтета, как и других произведений, вошедших в альбом, делал внук композитора — Хосе Луис Турина.
Жизнь прекрасна! А завтра станет ещё лучше! Такие мысли и светлые чувства возникают, когда слушаешь Сюиту для фортепиано с оркестром Александра Цфасмана. Диск с этим хитом на фирме «Мелодия» вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром и дирижером Владимиром Ланде выпустил Дмитрий Маслеев. Существует достаточное количество записей «Быстрого движения». Но только Дмитрий Владимирович с Владимиром Борисовичем придумали в Финале устроить зажигательные догонялки — когда Дмитрий Владимирович на четверть корпуса обгоняет оркестр, но оркестр не сдаётся и не отпускает далеко от себя солиста.
Дмитрий Маслеев: «Здесь фортепиано является лидером, всегда в авангарде, ведёт за собой. Я думаю, что это вполне нормально, когда чуточку, на йоту рояль впереди. У нас довольно легко прошла запись. Наверное, потому что мы сыграли эту сюиту дважды — в прошлый Новый год и летом ещё „на бис“ у нас был концерт. Я был немного эгоистичен. И решил, что не только выбор программы будет за мной, но и фотографию на обложку я тоже сделаю сам. Такая идея возникла — с летящим галстуком, что всё очень весело, с напором, по-хулигански, я надеюсь, что получилось».
Александр Цфасман — первый советский джазмен с консерваторским образованием. Он учился в классе Феликса Блуменфельда. Цфасман первым в Советском Союзе записал джазовую пластинку, организовал джазовый оркестр и стал первым отечественным исполнителем «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина. Когда джаз в СССР фактически оказался под запретом, Александр Цфасман всё равно остался востребованным музыкантом.
За сегодняшним бонус-треком мы отправляемся на Пиренейский полуостров. Именно там в 1999 году (больше 20 лет назад) появился Квартет ударных инструментов / Drumming Gruppo de Percussao. Коллектив быстро обрел популярность в Португалии и в других европейских странах. Еще бы! С таким-то репертуаром… Музыканты постоянно экспериментируют и пробуют новое: играют фолк, джаз, рок, электронную и классическую музыку. В исполнении квартета мы послушаем пьесу «Твои глаза» из цикла «Генетически модифицированные фаду» современного португальского композитора Луиша Тиноко, который давно сотрудничает с музыкантами, с 2003 года.
Фаду — традиционный жанр португальской музыки. Слово фаду буквально означает «фатум», а главная тема в этом жанре — принятие горькой судьбы. Для написания цикла Луиш Тиноко изучал звуковой архив Музея фаду и использовал найденные там исторические записи.

Последние выпуски программы