Моцарт Вольфганг Амадей

27.01.1756 – 05.12.1791
«Моцарт — это феерическое имя, олицетворение самой музыки. Своим сверхчеловеческим трудом он подобен великому Баху. Это неимущий бог, сгоревший от работы в 36 лет от роду. Молодой человек создал за свою короткую жизнь творения, сделавшее его имя для всего человечества равнозначными Музыке. Такое существо, как он, способно нейтрализовать глупость и злобу, царящие в мире. Мы должны воссоздать ему благодарность, любовь, восхищение и почитание. Он принадлежит к великим благодетелям человечества» — А. Онеггер.
Пожалуй, о судьбе ни одного другого великого композитора XVIII, XIX и даже ХХ века не известно столь точно и полно, как о жизни Моцарта. И ни о ком другом не сложено столько мифов, сколько о нем. Феноменальные способности почти с рождения, раннее проявление композиторского гения, краткость земного существования и огромность созданного, наконец, таинственная смерть и смиренные похороны в общей могиле — все это подлинные факты, взрастившие легенду.
Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.
Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, — Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году огромный каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.