«Моцарт — это феерическое имя, олицетворение самой музыки. Своим сверхчеловеческим трудом он подобен великому Баху. Это неимущий бог, сгоревший от работы в 36 лет от роду. Молодой человек создал за свою короткую жизнь творения, сделавшее его имя для всего человечества равнозначными Музыке. Такое существо, как он, способно нейтрализовать глупость и злобу, царящие в мире. Мы должны воссоздать ему благодарность, любовь, восхищение и почитание. Он принадлежит к великим благодетелям человечества» — А. Онеггер.
Пожалуй, о судьбе ни одного другого великого композитора XVIII, XIX и даже ХХ века не известно столь точно и полно, как о жизни Моцарта. И ни о ком другом не сложено столько мифов, сколько о нем. Феноменальные способности почти с рождения, раннее проявление композиторского гения, краткость земного существования и огромность созданного, наконец, таинственная смерть и смиренные похороны в общей могиле — все это подлинные факты, взрастившие легенду.
Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.
Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, — Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году огромный каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.
Опера как память о любви
«Похищение из сераля» — любимая опера Моцарта. Её главная героиня носит имя его невесты Констанцы и, вскоре, после премьеры они поженятся. 16 июля 1782 года, молодой, влюблённый гений впервые представил своё детище публике.
Сюжет оперы необычайно соответствует моде. Вена, где творит композитор, помешана на всём турецком: костюмах, причёсках, сказках и музыке. Благородный паша, его наложница — прекрасная испанка Констанца, её жених, планирующий побег невесты из плена, и хэппи-энд, без трагедий, насилия и зла. Лёгкая история, практически водевиль. Персонажи то разговаривают, то поют под ласковую музыку Моцарта.
Весёлое шоу с пением и диалогами — это чистой воды зингшпиль, немецкий театральный жанр, развитием которого необычайно увлечён император Иосиф II. Властитель горит желанием поднять национальную оперу на небывалую высоту, а лучшие авторы того времени Глюк и Сальери пренебрегают сочинением зингшпилей. Моцарт, напротив, одержим надеждой писать по заказу монарха. Он спешит, представление должно поспеть к торжествам в честь визита великого русского князя. Но визит отсрочен и к нему приурочат две оперы Глюка.
Моцарт продолжает увлечённо писать. Его окрыляет симпатия императора, приказавшего поставить спектакль.
На премьере в зале нет свободных мест, арии публика встречает овациями, успех оглушительный и Глюк вынужден просить Моцарта о персональном приглашении, а потом сам зовёт новобрачных Вольфганга и Констанцу к себе на обед.
Супружеская жизнь влюблённой пары сложится не просто. Моцарт, конечно, не лучший муж, но — гений. Он покоряет оперные высоты, сочиняя «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебную флейту», но до конца жизни хранит в душе тепло к «Похищению из сераля» — этому неудержимо нежному свидетельству его любви.
Текст: Наталья Оганджанянц