«Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант», — так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк.
С именем Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии. Так, в середине XVIII века Дени Дидро пишет: «Пусть появится гений, который утвердит подлинную трагедию, подлинную комедию на музыкальной сцене!». Далее энциклопедист указал сюжет, достойный «настоящей», «подлинной» оперы – это была трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Прошла пара десятков лет, и парижская публика, давно искушенная шедеврами, устраивает овацию «Ифигении в Авлиде» Глюка.
Глюк «вырвал» оперу из-под власти придворной эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей. Идеи Глюка-реформатора определили дальнейшее развитие оперного театра. У композитора нашлось немало последователей в разных странах, и каждый по-своему применял в творчестве принципы Глюка. «Эсхилом музыки» назвал Кристофа Виллибальда его страстный поклонник Гектор Берлиоз.
Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: с одной стороны, какие-то сочинения не сохранились, с другой – Глюк неоднократно переделывал свои опусы. Историки насчитывают около 40 опер.
Для нашей радиостанции этот автор оперы «Орфей» знаковый: знаменитая «Мелодия» из этого шедевра Кристофа Виллибальда звучит в заставках нашего радио.
Текст - Татьяна Клименко