«Вся прелесть музыки — в мелодии», — так когда-то сказал сын кухарки и каретного мастера, которому судьба уготовила роль основателя классической инструментальной музыки, Йозеф Гайдн. Младший современник Гайдна, великий Амадей, говорил, что никто не в состоянии балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё это одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.
Композитор оставил огромное творческое наследие — около 1000 произведений практически во всех жанрах, существовавших в музыке того времени. Его 104 симфонии, 83 квартета и 52 клавирные сонаты — это шедевры, которые живут и восхищают людей вот уже два столетия. «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты», — писал П. И. Чайковский.
Жизнь Гайдна была нелегкой. Он испытал на себе все превратности существования венского музыканта 18-го столетия: мальчик-певчий в кафедральном соборе, изгнанный из капеллы после ломки голоса; безработный музыкант, берущийся за любые заказы, чтобы обеспечить себе кусок хлеба; аккомпаниатор знаменитого Никола Порпоры; и, наконец, капельмейстер в капелле князей Эстергази, что обеспечило безбедную жизнь, но не оградило от унижений со стороны некоторых влиятельных персон…
Остаётся добавить, что даже сейчас, по прошествии стольких десятилетий, не устаешь поражаться жизненному и творческому оптимизму Гайдна. Все, кто с ним общался, отмечали его жизнелюбие, общительность, объективность и доброжелательность в отношении к людям, трудолюбие… Его музыка — источник, в котором человек черпает радость и свет.
Книга бытия Йозефа Гайдна
В первый год XIX века Петербург вдохновлён благотворительным мероприятием, прошедшим в Вене. Там вдовам и сиротам музыкантов подарили сборы от концерта, на котором звучало «Сотворение мира» Йозефа Гайдна. С той же благородной целью ораторию исполнят на берегах Невы, положив начало старейшему в России филармоническому обществу.
За четыре года до этого события, 30 апреля 1798-го, на премьеру духовного творения Гайдна во дворец князей Шварценбергов съехалась вся венская знать. Площадь, что у стен замка, полна желающими приблизиться к живому классику, который лично дирижирует «Сотворением мира». Имя Гайдна у всех на устах после его триумфальных английских гастролей.
В Лондоне композитору попалось в руки либретто некоего Лидли, который написал текст по мотивам поэмы «Потерянный рай» британского классика Джона Мильтона. Гайдн задумал показать миру своё видение библейской притчи. Вопреки традиции его духовный труд впервые прозвучит не на латыни, а на немецком языке. Переводчиком будет барон Готфрид ван Свитен, в содружестве с которым родится торжествующий триптих в тридцати четырех картинах.
Музыка и голоса рисуют солнце, небо и звезды, воду и сушу, растения и животных. В арии Гавриила инструменты искусно имитируют пение жаворонков и трели соловья. В звучащей идиллии живут в любви Адам и Ева. Дуэты супругов полны безмятежности рая, который еще не утерян.
Три года колдуя над ораторией в поместье под Веной, Гайдн молит Бога о силах завершить свой труд. Он мечтает утешить музыкой людей, измученных земными проблемами.
«Сотворение мира» согреет людские души, получив хвалебные оды и огромные сборы, которые пойдут на поддержку обездоленных в разных странах большого мира.
Текст: Наталья Оганджанянц