Гайдн Йозеф

31.03.1732 – 31.05.1809
«Вся прелесть музыки – в мелодии», – так когда-то сказал сын кухарки и каретного мастера, которому судьба уготовила роль основателя классической инструментальной музыки, Йозеф Гайдн. Младший современник Гайдна, великий Амадей, говорил, что никто не в состоянии балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё это одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.
Композитор оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений практически во всех жанрах, существовавших в музыке того времени. Его 104 симфонии, 83 квартета и 52 клавирные сонаты – это шедевры, которые живут и восхищают людей вот уже два столетия. «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты», – писал П.И.Чайковский.
Жизнь Гайдна была нелегкой. Он испытал на себе все превратности существования венского музыканта 18-го столетия: мальчик-певчий в кафедральном соборе, изгнанный из капеллы после ломки голоса; безработный музыкант, берущийся за любые заказы, чтобы обеспечить себе кусок хлеба; аккомпаниатор знаменитого Никола Порпоры; и, наконец, капельмейстер в капелле князей Эстергази, что обеспечило безбедную жизнь, но не оградило от унижений со стороны некоторых влиятельных персон…
Остается добавить, что даже сейчас, по прошествии стольких десятилетий, не устаешь поражаться жизненному и творческому оптимизму Гайдна. Все, кто с ним общался, отмечали его жизнелюбие, общительность, объективность и доброжелательность в отношении к людям, трудолюбие… Его музыка – источник, в котором человек черпает радость и свет.