«Регулировщик» музыки

  • 27 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В каждом крупном городе есть свои «сложные» перекрёстки. В Москве славой одного из самых мудрёных заслуженно пользуется Таганская площадь. Кто-то подсчитал, что движение там регулируют полтора десятка светофоров. А что будет, если они все выключатся? Без регулировщика не обойтись.
В профессии дирижёра симфонического оркестра и дорожного постового довольно много общего. Несколько лет назад художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей» заслуженный артист России Сергей Кондрашев принимал участие в одной популярной телевизионной программе, посвящённой тайнам дирижёрской профессии. И тогда в дуэте с Сергеем Юрьевичем выступал сотрудник ГИБДД.
С. Кондрашев: Моего коллегу из ГИБДД тогда пришлось поискать, поскольку виртуозно владеющего жезлом автоинспектора днём с огнём не сыщешь. Настоящих регулировщиков на улицах уже почти нет, к сожалению.
Чтобы понять функции дирижёра симфонического оркестра, давайте представим себе перекрёсток, к которому стекаются много, очень много дорог. И дирижёр обязан жестами и мимикой сообщить каждому автомобилисту не только точное мгновение, когда нужно начать движение, но и обозначить скорость, с которой машина должна ехать, насколько громко может рычать её мотор, а самое главное, с каким настроением должен крутить руль водитель — весело, грустно, а может, con spirito — с воодушевлением.
Вопрос «Зачем нужен дирижёр?» — один из самых популярных среди тех, кто только начинает приобщаться к классической музыке: стоит человек, руками машет, а музыку сам не воспроизводит. Неужели оркестранты не могут сами без него играть? Ноты же у них есть.
С. Кондрашев: Необходимость в профессии дирижёра возникла только после того, как музыка стала достаточно сложна, и, самое главное, появилось большое количество исполнителей в составе одного коллектива. То есть небольшой ансамбль музыкантов превратился в большой состав симфонического оркестра, который сформировался примерно в начале 19-го века с приходом в музыкальную культуру венского классицизма. Далее к этим большим составам исполнителей-инструменталистов добавились хоры, а то и несколько хоров, а чуть позже и несколько оркестров могли находиться на сцене одновременно. В исполнении некоторых сочинений принимают участие несколько дирижёров. Например, в юношеские годы «Военный реквием» Бриттена мне посчастливилось исполнять в качестве артиста хора с двумя дирижёрами, один из которых был Мстислав Ростропович, дирижировавший большим оркестром, а маленьким оркестром параллельно с ним управлял Сейджи Озава. Если у Бенджамина Бриттена возникла идея с двумя оркестрами на сцене, для которых понадобилось два дирижёра, значит, какая-то необходимость в нас, дирижёрах, всё же есть.
Сергей Кондрашев старается никогда не дирижировать камерными составами, поскольку считает, что музыканты могут самостоятельно справиться, и дирижёр будет только мешать. Хотя и в большом коллективе музыканты могут организоваться самостоятельно, но это займёт у них гораздо большее количество времени.
С. Кондрашев: Потому что всё равно место дирижёра кто-то в большом составе оркестра займёт, то есть будет выполнять эту роль. Как правило, этим человеком окажется концертмейстер оркестра — первая скрипка, — которая будет периодически имитировать движения дирижёра, вы сами догадываетесь, чем — своим смычком, как и было ранее 19-го века. Внутри оркестра в определённые моменты роль дирижёра будут выполнять солисты — концертмейстеры каждой инструментальной группы, как это и было в нашем советском «Персимфансе» (первом симфоническом ансамбле) в 20-х годах прошлого века. Этот коллектив просуществовал 10 лет и прекратил своё существование больше по причине организационных разногласий и необходимости тратить огромное количество репетиционного времени на то, чтобы добиться хороших творческих результатов. Этого времени требовалось в разы больше, чем нужно при работе оркестра с дирижёром — одним человеком, который быстро соединяет между собой группы оркестра, следит в первую очередь за ансамблем и конечно за генеральной линией развития исполняемого музыкального произведения — интерпретацией.
Исторически необходимость в дирижёре как в самостоятельной творческой единице возникла в Германии, жители которой известны своей пунктуальностью. Они не любят, когда у них что-то происходит не вместе, вразнобой. Возможно, именно поэтому оркестранты всех стран прекрасно знают немецкие слова zusammen — вместе, arbeiten — работать и spielen — играть. Кстати, наиважнейшее в дирижировании слово «ауфтакт» тоже немецкое. У него довольно длинное научное определение, но если говорить совсем просто, ауфтакт — это дыхание — то, без чего немыслима живая музыка.

Последние выпуски программы

Скрипки — слева, виолончели — справа

Дирижёр, безусловно, не может уметь играть на всех инструментах оркестра, он даже может не владеть приёмами игры ни на одном из них, но должен знать специфику каждого, очень хорошо представлять, как они могут и должны звучать в том или ином произведении.

Охотник, лань, финиковая пальма и литавры

На вопросы «Кто, когда и как придумал литавры?» вряд ли бы смогли ответить знатоки из популярной телепрограммы «Что? Где? Когда?», в заставке которой и звучит этот ударный музыкальный инструмент.

Целая гора всякой всячины

Есть такая карикатура: сидят два музыканта — флейтист и гобоист. У флейтиста на пульте лежит флейта, а у гобоиста….