Сейдзи Одзава: национальные корни и западное мастерство
Одзава появился на свет в оккупированном Мукдене в 1935 году. Его семья вернулась в Японию только под конец войны. Там мальчик начал изучать музыку, поступил в школу в Токио на фортепианное отделение. Юному пианисту сулили блестящую карьеру, но всё решил случай. Во время игры в рэгби он получил тяжёлый перелом пальца, и о фортепиано пришлось забыть. Одзава посвящает себя дирижированию, заканчивает школу с отличием и отправляется в Европу на Международный конкурс дирижёров в Безансоне. Молодой японец получил первую премию, но это стало далеко не самой главной наградой: музыканта заметил член жюри Шарль Мюнш — музыкальный директор Бостонского симфонического оркестра — и пригласил его продолжить учёбу в США.
Мюнш, который в то время занимал пост музыкального директора Бостонского симфонического оркестра, стал для молодого дирижёра и учителем, и наставником. Буквально через год после их знаменательной встречи, Одзава завоёвывает Премию имени Кусевицкого как лучший студент-дирижёр. В этот период он знакомится с Гербертом фон Караяном, учится под его началом в Берлине, а затем попадает к Леонарду Бернстайну. В 1961 году Одзава становится ассистентом великого маэстро в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, с которым происходит его дебют на сцене. Талантливый японский дирижёр быстро привлекает к себе внимание и публики, и критиков, его восточное происхождение и западная манера исполнения делают из него музыкальную сенсацию. Уже в 1965 году он становится музыкальным директором Симфонического оркестра Торонто, а затем возглавляет Симфонической оркестр Сан-Франциско. Вернуться в Бостонский симфонический, с которого Одзава начал свой путь, маэстро удалось в 1973 году — он оставался главным дирижёром коллектива вплоть до 2002 года. Одзава даже установил рекорд, до него дольше всех на этом посту был лишь Сергей Кусевицкий, который возглавлял Бостонский симфонический 25 лет
Сейдзи Одзава с удовольствием продвигает европейскую музыку и у себя на родине. Он стал одним из создателей крупнейшего в Японии музыкального фестиваля «Сайто Кинен», который ежегодно проходит в городе Мацумото. «В Японии классическая музыка и оперное искусство пришли извне, из Европы, я думал, что этот фестиваль сможет изменить отношение японцев к классической европейской музыке, и в будущем она сможет стать частью нашей культуры. Такова моя цель», — говорит Одзава. За свою долгую карьеру маэстро выступил практически на всех крупных сценах мира, осуществил много премьер, среди которых выделяется опера Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский». В его огромный репертуар входит как европейская классика, так и творчество современных японских композиторов.
Помимо дирижирования, Одзава известен на родине как крупный меценат и благотворитель. С 2010-х годов он практически не появлялся на сцене. Вместе с известным писателем Харуки Мураками маэстро выпустил книгу «Исключительно о музыке». В 2011 году Одзава был награжден российским орденом Дружбы за большой вклад в сохранение и популяризацию культуры России за рубежом.
Текст: Анна Чичагова