«Второе рождение» Первой симфонии Рахманинова

  • 24 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В музыкальной истории нашей страны есть имена, которые сразу и безоговорочно ассоциируют с Россией. На вопрос «Кто, по-вашему, самый русский композитор» любой мало-мальски интересующийся музыкой человек в любом уголке мира ответит: «Чайковский и Рахманинов», затем, возможно, добавит: «Шостакович и Прокофьев». У музыки Рахманинова, действительно, русские корни. Он и сам говорил об этом: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Вынужденный отрыв от этих корней стал для него трагедией. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя», — признавался он. Только спустя 8 лет после отъезда он возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Три русские песни для хора и оркестра, «Вариации на тему Корелли», «Рапсодию на тему Паганини», Третью симфонию, «Симфонические танцы». В 1917 году Рахманинову 44 года, он знаменитый композитор, его музыка звучит и в России, и в мире. Она не перестала звучать на родине и после его отъезда. Об этом говорит, например, переписка дирижера Николая Семеновича Голованова с композитором.
«Второе рождение» Первой симфонии Рахманинова
Н. С. ГОЛОВАНОВ —С. В. РАХМАНИНОВУ Москва, 7 февраля 1933 г. Глубокоуважаемый Сергей Васильевич! Позвольте поблагодарить Вас за Ваше милое, лестное письмо, которое меня чрезвычайно тронуло и ободрило. В течение этого сезона мною были сыграны в симфоническом концерте Большого театра с громадным оркестром (20 первых скрипок и т. д.) Ваши «Утёс», 2-я симфония и «Песни для хора». Концерт повторили, и «Песни» были оба раза bis’ированы. (Концерты состоялись 11 и 12 декабря 1932 г. (при участии хора и оркестра Большого театра) В симфонических концертах Московской филармонии (Большой зал консерватории) я играл «Остров мёртвых», 2-й фортепианный концерт (солист К. Н. Игумнов), «Вокализ», арию из «Франчески» и романсы (пела А. В. Нежданова). Этот концерт был, между прочим, повторён в течение двух месяцев 4 раза. По этому одному Вы можете судить, как Вас любят в Москве публика и артисты. А. В. Нежданова и К. Н. Игумнов просили меня передать Вам их сердечный привет и свои лучшие пожелания. В Москве Вас любят, ценят и сожалеют, что Вы не с нами. Если у Вас будет желание, Вы чрезвычайно обяжете меня, если пришлёте свои новые вещи, которые немедленно найдут среди московских музыкантов и артистов прекрасных исполнителей. По радио, очень у нас распространённому, довольно часто дают Ваше исполнение на фортепиано. Это единственная возможность Вас слышать и у Вас учиться. Мы с Игумновым собираемся выучить Ваш 4-й фортепианный концерт. Крепко жму руку Вашу. С искренним душевным приветом Николай Голованов (Адресовано в Нью-Йорк)
Интерес к музыке Рахманинова и среди музыкантов, и среди слушателей оставался огромным и в 30-е, и в 40-е годы, несмотря на громкие заявления некоторых кругов. Известно, что Третий фортепианный концерт Рахманинова входил в репертуар Флиера и Гилельса, которые именно с ним побеждали на международных конкурсах в Вене и Брюсселе в конце 30-х гг. Тогда же Гилельс записал Этюд-картину до минор, а во время войны во время выступлений перед бойцами он часто исполнял пьесы Рахманинова, в частности, его соль-минорную прелюдию — сохранилась даже такая кинохроника. Советские музыканты, ездившие из России за рубеж на гастроли и на конкурсы, слушали в Европе игру Рахманинова и рассказывали о ней своим ученикам. Рахманиновские концерты и романсы постоянно звучали в консерваторских классах. А осенью 1945 года произошло настоящее чудо: 17 октября Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением Александра Гаука исполнил Первую симфонию Рахманинова. Ту самую симфонию, премьера которой в 1897 году, а точнее оглушительный провал, принесли столько страданий ее автору. Симфонию, ноты которой считались утерянными. В годы войны музыковед, академик Александр Оссовский нашел в ленинградском архиве «Беляевских концертов» оркестровые партии Первой симфонии. Партитуру под руководством дирижера Александра Гаука восстановил библиотекарь Ленинградской филармонии Борис Григорьевич Шальман.
Из воспоминаний Евгения Светланова: «Мне, тогда еще студенту, выпало счастье быть свидетелем подлинного триумфа рахманиновского шедевра. Переполненный Большой зал консерватории горячо приветствовал рождение симфонии. Этот день навсегда сохранится в памяти тех, кто был на этом концерте. С тех пор Первая симфония Рахманинова прочно заняла свое достойное место в ряду прекрасных созданий отечественной музыкальной классики».

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.