Голованов Николай Семенович

21.01.1891 – 28.08.1953
Окончив Синодальное училище и композиторский класс Московской консерватории, Н. Голованов проявил себя как выдающийся регент и подающий большие надежды композитор. В 1915 году он хормейстером поступил на службу в Большой театр, но уже четыре года спустя по настоянию труппы стал главным дирижером. 
Сложной и драматичной была история его взаимоотношений с главным театром страны. И все же его жизнь и судьба неотделимы от Большого театра. Подвергнутый травле и обвиненный в «головановщине», он был уволен из театра в 1928 году. Ситуация почти повторилась в 1936 году и еще раз, незадолго до его смерти – в 1953-м. Не все принимали дирижерскую манеру Голованова, его властную железную волю, «диктаторский» стиль работы с музыкантами. Но нельзя не признать, что с его именем были связаны главные творческие победы Большого в его «золотой период»: идущий до сих пор «Борис Годунов», «Садко», «Хованщина»… Пожалуй, именно в оперном жанре дирижерский дар Голованова развернулся во всей своей полноте. Выпускник Синодального училища, до мельчайших тонкостей изучивший сольное и хоровое пение, он добивался максимальной пластичности, «певучести» и оркестрового звучания – «оркестр у него всегда пел» (Е. Светланов).
Звучание оркестра Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под управлением Голованова состоялись первые исполнения Всенощного бдения А.Т. Гречанинова, Пятой, Шестой, Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Н.Я. Мясковского, Второй симфонии Т.Н. Хренникова, Третьей С.В. Рахманинова (впервые в СССР).
В 1925-48 гг. (с перерывами) был профессором оркестрового и оперного классов Московской консерватории. "Самым важным в своей консерваторской деятельности считаю создание большого студенческого оркестра" – говорил дирижер. 
Творческое наследие Николая Голованова насчитывает 46 опусов, в том числе одноактные оперы "Принцесса Юрата" и "Богатырский курган", симфонию, симфонические поэмы, увертюры. Он автор более двухсот романсов. Будучи глубоко религиозным человеком, также сочинял духовную музыку.
Текст - Татьяна Клименко