Веймар
22 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Небольшой, но очень спокойный и уютный Веймар — это «зелёное сердце Тюрингии». Куда не посмотришь, кругом изумрудная зелень, роскошные долины и покрытые лесом горы. Тысячи туристов приезжают сюда каждый год, в надежде увидеть город, в котором жили великие поэты, философы, музыканты. Чтобы возложить цветы к памятнику Гёте, пройтись по улице Шиллера, посмотреть знаменитый Баххаус — дом Иоганна Себастьяна Баха. Или сделать селфи с мраморным Ференцем Листом. Великий пианист, композитор, дирижёр и педагог провёл в Веймаре долгие годы. Благодаря ему скучный провинциальный городишко превратился в один из центров музыкальной жизни Европы.
Лист приехал сюда в конце сороковых годов 19-го века. Его пригласили капельмейстером в местный придворный театр, и он согласился. Первый пианист мира, окруженный толпой поклонников. Молодой — ему всего лишь 37, красивый как бог, очень богатый. Пройдет не так много лет, и артист откажется от гонораров, потому что не будет в них нуждаться. А свои деньги станет тратить исключительно на благотворительные цели. В Веймаре Лист был подобен Гулливеру среди лилипутов. Но если герой романа Свифта оказался в сказочной стране волею автора, то Листа никто не вынуждал это делать. Музыкант принял решение сам.
Наверное, он устал от повышенного внимания журналистов, сумасшедших фанаток, бесконечных гастролей и званных вечеров с кутежами. Ему захотелось покоя и обычного семейного счастья. Оно стало возможным, потому что музыкант приехал в Веймар не один, он привез с собой княгиню Каролину Витгенштейн. Не очень красивую, но умную. Совсем не хозяйственную, но очень образованную, да к тому же страстную и преданную до фанатизма. Артист познакомился с ней в Киеве. Обычная для него гастрольная интрижка переросла в большую и настоящую любовь.
Не исключено, что была еще одна причина покинуть столицу Франции. К середине 19-го века культурный центр мира превратился в большую стройку. Там всё гремело и шумело. Вся историческая часть с узенькими улочками, с трущобами без канализации и водопровода, была перекопана. Сносили не просто отдельные дома, а целые кварталы. На их месте возникали широкие проспекты с тротуарами, разбивались парки. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы Париж стал таким, каким мы знаем его сейчас. Город, который хотя бы раз в жизни «стоит увидеть и умереть».
Энергичный и деятельный капельмейстер Ференц Лист решил сразу же расшевелить сонных веймарцев. Вместо скучнейших старинных опер, предложил модную «Марту» Флотова, труднейшего «Фиделио» Бетховена, забытого «Дон Жуана» Моцарта. И даже скандального Вагнера!
История с постановкой «Лоэнгрина» оказалась авантюрой в духе самого автора. Он приехал в Веймар, скрываясь от преследования за участие в революции 1849 года. Вагнер требовал смены политического строя в Саксонии и не скрывал своих взглядов. Ни один театр Германии не взялся бы в такой ситуации за постановки опер композитора-революционера. На это решился лишь Ференц Лист. Он прекрасно понимал, что сильно рискует, что средств небольшого герцогства не хватит, что спектакль очень дорогой- приглашенные певцы, пышные декорации, реквизит… Перевесило чашу весов, то ли сострадание к опальному другу, то ли его собственное гениальное чутьё. Лист добавил недостающие деньги, как это случалось не раз, из собственного кармана. И в конце августа 1850 года на крошечной сцене веймарского театра прошла премьера «Лоэнгрина». Успех колоссальный! Дальнейшая судьба вагнеровской музыки была решена. Миру явился новый гений.
А Ференц Лист продолжал заниматься с учениками, причем бесплатно. Они стали массово приезжать в столицу Тюрингии, и город пополнился новыми гостиницами и кафе. Жизнь закипела! Длинноволосый, очаровательный возмутитель спокойствия, хоть и не часто, но продолжал давать концерты в качестве пианиста. Он объединил немецких музыкантов в единый Союз и стал его председателем. Но главное, Ференц Лист начал регулярно сочинять музыку. Именно Веймару мы обязаны появлением симфоний «Фауст» и «Данте», двух фортепианных концертов, большей части Венгерских рапсодий, двух первых тетрадей из цикла «Годы странствий». Именно здесь родился новый жанр в музыке — Симфоническая поэма, и композитор написал 12 из 13-ти поэм.
Благодарные веймарцы воздвигли Ференцу Листу памятник, очень шаблонный и ничем не примечательный, кроме белого мрамора. Тот, кто поднял этот захолустный городишко «на дыбы», заслуживает, конечно, иного. Подобного тому, какой сделал Фальконе Петру Первому! Кстати, бронзовый российский император на вздыбленном коне посреди Сенатской площади в Петербурге очень нравился Ференцу Листу.