Четыре стихии или Прелюды
21 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как рождаются шедевры, не знает никто, но у композиторов есть свои «счастливые приметы». Одна из них связана с числом 5. Именно под этим номером вышла знаменитая симфония Бетховена о судьбе, которая «стучится в двери человека». В списке счастливчиков, кому цифра 5 принесла удачу, нет имени Ференца Листа. А ведь вся жизнь венгерского композитора и пианиста прошла «под созвездием» Бетховена!
Он пожертвовал огромную сумму денег на его памятник в Бонне. Никогда не расставался с портретом Учителя. Поставил в театре его единственную оперу «Фиделио». Играл сонаты, сделал фортепианные транскрипции всех симфоний! Но оказался среди тех, кто «разрушал» основы бетховенского симфонизма.
Так уж было угодно Всевышнему, что Ференц Лист появился в эпоху романтических перемен и оказался одним из её лидеров. Он взял традиционную концертную увертюру, добавил к ней модную литературную программу и получился новый жанр под названием Симфоническая поэма. Сюжеты самые разные — античные, исторические, литературные: Прометей, Орфей, Мазепа, Гамлет… Всего тринадцать произведений, но в концертах они звучат редко. Вся слава досталась знаменитым «Прелюдам».
Однажды во время гастролей Листа попросили сочинить хор, потом к нему добавились еще три, и появился сборник миниатюр «Четыре стихии»: Аквилон, что значит ветер, «Земля», «Вода» и «Звёзды», стихи Жозефа Отрана. Спустя время композитор решил, что Стихиям не хватает инструментального вступления и написал Увертюру под тем же названием. Но этой музыке была уготована другая судьба.
По одной из версий, Листу понравилось название стихотворения Альфонса де Ламартина «Прелюды», и теоретик программной музыки с легкостью его позаимствовал для своей Увертюры. В анонсе о предстоящей премьере в феврале 1854 года «Прелюды» по ошибке назвали симфонической поэзией, но быстро исправили на поэму. Вот так родился новый жанр.
Музыковеды резонно задают вопрос: почему Лист неожиданно вспомнил об Увертюре? Ведь он её даже не оркестровал — не было времени, это сделал его секретарь. И здесь возникает имя Каролины Витгенштейн, гражданской жены композитора. Решительная и креативная женщина с сильным характером взяла от Ламартина красивое название, от Листа — музыку. От себя добавила литературную программу: земная жизнь — это прелюдия к небесной. Вот только её программа не соответствовала содержанию мистического стихотворения. Противники Листа смеются: о какой программности, о каком синтезе поэзии и музыки можно говорить? А защитники не согласны — они уже почти два века настойчиво ищут соответствия и параллели.
Окончание спора в ближайшем будущем не предвидится, но слушателям от этого ни лучше и ни хуже. Они сразу приняли эту жизнеутверждающую музыку о герое-победителе. Сколько в ней красоты и величия! Через несколько лет после европейской премьеры «Прелюды» исполнят в Нью-Йорке с колоссальным успехом. Появится множество переложений, транскрипций и кавер-версий, а жанр симфонической поэмы, созданный Листом, станет очень популярным.
Бетховен прославился своей знаменитой темой судьбы из Пятой симфонии — в ней всего лишь 4 ноты! Но Лист сочинил не менее узнаваемую и еще более короткую тему из трёх нот. С неё начинаются «Прелюды», и по странному совпадению это его Третья симфоническая поэма. Так что для Ференца Листа, в отличии от его учителя, счастливой стала цифра 3!