Кинокласс

Иллюстрация эпохи, в которую происходит действие фильма, или камертон внутреннего мира героя. Комический прием или фон, задающий нужную эмоциональную ноту… Классическая музыка в кино — это всегда сознательный выбор режиссера, приглашающего зрителя понять, почувствовать или даже поспорить. Программа «Кинокласс» вспоминает о некоторых заметных классических музыкальных цитатах в кино.
Автор и ведущий Анатолий Токмаков.

Выходит

  • По будням в 05:10 и 23:10
Кинокласс

Моцарт и Сальери

Фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии,» вышедший на телеэкран в 1979 году, заслуживает внимания уже тем, что все пушкинские пьесы цикла оказываются частями единого целого со множеством смысловых связей — визуальных, текстовых, музыкальных.

Каллас навсегда

В этом фильме реальный персонаж только Каллас. Все остальные — плод богатого авторского воображения, хотя, например, в образе продюсера Ларри проглядывает сам снявший картину режиссёр Франко Дзеффирелли. Callas Forever (Каллас навсегда) — это фантазия в сослагательном наклонении, что было бы, если бы….

Меланхолия

Начиная смотреть фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера, уже знаешь, чем он закончится. Это не изъян, а сознательный выбор автора. В прологе, выстроенном по законам арт-хаусного кино, общее внимание сразу привлекает загадочный видеоряд, напоминающий начало «Космической одиссеи» Кубрика.

«Ужин в четыре руки»

Ужин в четыре руки — это скорее не фильм, а камерный телеспектакль, снятый в 1999 году Михаилом Козаковым по пьесе Пауля Барца «Возможная встреча».

Бессмертная возлюбленная

«Бессмертная возлюбленная». Это необычное и странное словосочетание — не плод воображения голливудского сценариста, дословно переданного на русский язык, а подлинные слова Бетховена, оставленные им в завещании.

Мосты округа Мэдисон

В этом фильме классическая музыка звучит всего две минуты, фоном из радиоприемника на кухне. «Casta Diva», которую переключает на что-то более веселое дочь героини, а потом ария Далилы «Mon cœur s’ouvre à ta voix».

Моцарт навсегда

В фильме Годара «Моцарт навсегда» музыки Моцарта почти нет. Присутствие имени композитора в названии — это сценарный ход, арт-хаусовский прием, заставляющий потом сотни тысяч любителей кино гадать о его значении.

Сибирский цирюльник

В этом фильме авторам пришло в голову поиграть с именами, слегка запутав своего зрителя. Знакомясь в вагоне с авантюристкой Джулией Ормонд, юнкер Андрей Толстой рассказывает ей, что они в военном училище ставят оперу: «Мы сейчас репетируем оперу Моцарта „Свадьба Фигаро“. „И какую партию вы поёте? — спрашивает иностранка. — Фигаро. Севильского цирюльника“.

Антон Иванович сердится

«Антон Иванович сердится» — вторая музыкальная комедия, снятая Александром Ивановским вскоре после успеха «Музыкальной истории». «Ну, поздравляю, месяц отдохните и принимайтесь снова за работу. Петров и Мунблит написали для вас новый прекрасный сценарий», — сказал режиссёру директор студии, обрисовывая перспективу.