Барри Линдон

Выпуск 55
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
После «Космической одиссеи» Стенли Кубрик отказался от услуг профессиональных композиторов Голливуда. «Если вам не нужна поп-музыка, бесполезно нанимать кого-то, кто не равен Моцарту, Бетховену или Штраусу, для написания партитуры. У нас есть огромный выбор музыки прошлого», — говорил режиссёр в интервью и черпал мелодии из своей огромной личной картотеки. Так произошло и с фильмом «Барри Линдон». Кубрику было 45 лет, когда он поставил эту большую костюмную фреску, по мотивам романа Уильяма Теккерея, в которой рассказывается история молодого ирландского авантюриста — его первые эмоции, его военные приключения, его социальный подъем, а затем неумолимое падение.
Режиссёр вспоминал, что за время работы над картиной прослушал все имевшиеся в продаже пластинки с записями музыки XVII–XVIII веков. В итоге самое заметное место в саундтреке занимают два музыкальных произведения, которые сразу запоминают зрители. С одной стороны, это Сарабанда Генделя из Сюиты № 11 для клавесина. Она соединяет события, настойчиво следуя за Барри от крестьянской юности до вельможной зрелости, напоминает о неизбежности судьбы и ничтожности человека перед ней. Она же ставит точку всей истории взлета и падения предприимчивого ирландца.
Барри Линдон
С другой стороны, есть романтическая музыка, выбранная Кубриком за ее проникновенность, а именно вторая часть Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Шуберта, написанного в 1827 году. Шуберт позволяет создать портрет графини Линдон, женившись на которой, герой открывает для себя все двери высшего общества, а обманутой женщине в костюмах, как на полотнах Гейнсборо, остается принимать удары судьбы под печальные аккорды. Почему именно Шуберт в фильме, рассказывающем о событиях середины 18 века? По словам режиссёра, ни одно произведение этого времени не подходило ему для передачи состояния героини. Музыка барокко лишена драматизма в современном понимании слова, — проблема, которую в других случаях удалось приглушить при помощи новых аранжировок.
В итоге фильм Кубрика, ставший событием своего времени, получил премию «Оскар» по четырём категориям: лучшая работа художника, лучшая операторская работа, лучшие костюмы и… лучшее музыкальное сопровождение.
Барри Линдон, Стенли Кубрик, 1975 г.

Последние выпуски программы

На последнем дыхании

Этот фильм — дебютная картина Годара, увидевшая свет в 1960 году. Её герой Мишель Пуакар — прожигатель жизни, зарабатывающий на жизнь кражами дорогих машин.

1+1

Это одна из самых успешных французских комедий нового времени. 1+1.

Иван Грозный

«Иван Грозный» — вторая совместная работа Сергея Прокофьева и Сергея Эйзенштейна. После успеха «Александра Невского» режиссер задумал новый фильм, насыщенный музыкой соавтора в еще большей степени.

Поиск по сайту