На последнем дыхании
Выпуск 61
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот фильм — дебютная картина Годара, увидевшая свет в 1960 году. Её герой Мишель Пуакар — прожигатель жизни, зарабатывающий на жизнь кражами дорогих машин. Он никогда не задумывается о последствиях своих действий — просто живет, как хочет, ни на кого не рассчитывая, ни с кем не считаясь. Но однажды, по дороге в Париж, он убьет полицейского: просто для того, чтобы избежать неприятных расспросов. И с этой минуты в его жизни не останется ничего, кроме проблем.

Фильм носит название «На последнем дыхании» и сегодня отнесён к числу ключевых работ французской новой волны. Кажется, что это история о лихом парне с лицом Бельмондо, который берется за грязное дело, а потом забывает о нём, чтобы гулять по Парижу. Кажется, что это история о девушке Патриции, американской студентке с лицом Джин Сиберг, которая просто гуляет по тем же местам и оказывается втянутой в грязное дело. Однако истории в привычном смысле здесь нет. Герои, по замечанию режиссёра, «употребляют те же слова, но у них разный смысл». Вот, собственно, и всё. Патриция с пластинкой в руке идет к проигрывателю, ставит Концерт для кларнета Моцарта. «Тебе это нравится? Мне казалось, что ты не любишь музыки, — спрашивает девушка у свалившегося ей на голову красавца мачо. „Я только эту и люблю. Мой отец был кларнетистом“, — отвечает Бельмондо –… отец был гений кларнета». На экране — белая обложка книги — серия «Новый роман», «Абракадабра».
В этих деталях зашифрован финал. Абракадабра… Все говорит о том, что безбашенный Пуаккар вряд ли верит, что им вдвоем удастся сбежать в Италию… Его гложет предчувствие. И по этой причине в числе других знаков, предвещающих близкий итог, на проигрыватель ставится Концерт для кларнета, написанный Моцартом незадолго до собственной кончины.
Когда, короткое время спустя, американка Патриция вернется в квартиру, позвонив из ближайшего кафе в полицию и сдав с потрохами своего обременительного приятеля (Я не хочу любить тебя, поэтому я позвонила в полицию, — скажет она обезоруживающе просто) пластинка еще вращается, и концерт звучит, приближаясь к финалу. А с ним и история, конечной точкой которой будут слова лежащего на асфальте, подбитого полицейской пулей героя: «Ты настоящая образина»…
Критики спорят о музыке в фильмах Годара: что это, иллюстрация или играет самостоятельную роль? А что думаете вы?
На последнем дыхании, Жан-Люк Годар, 1960 г