1+1
Выпуск 61
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это одна из самых успешных французских комедий нового времени. 1+1. Пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп, тонкий знаток прекрасного, нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, — нагловатого Дрисса, вчерашнего хулигана с эмигрантской окраины. В результате этой неожиданной встречи в парализованном человеке просыпается дух авантюры и ощущения того, что в жизни все еще может быть хорошо. Кино? Конечно, но и реальность, так как в основу сюжета положен подлинный факт.
Так что с пониманием отнесёмся к этой борьбе и единству противоположностей. Вот сенегалец нанимается на работу. В доме звучит Аве Мария. Аристократ пытается добиться от него, знает ли Шуберта, Шопена, Берлиоза. Тщетно. «Берлиоз — это же квартал на окраине». В свою очередь, наниматель, конечно, не в курсе любимых групп будущего помощника.

Другой музыкальный клинч произойдет в опере, — где кинематографические герои нередко раскрываются в полную силу. Уже нанятный на работу Дрисс покатывается со смеху, видя героя спектакля «Вольный стрелок», фантазией постановщика облаченного в костюм дерева. «Он дерево? Дерево поет. Еще и по-немецки. И долго это еще будет?» Аристократ улыбается. Непосредственность сопровождающего его не раздражает.
Наконец, главная музыкальная дуэль состоится на дне рождения, когда в особняк приглашен целый оркестр. Здесь Филипп чувствует необходимость приобщить уже почти ставшего своим Дрисса к шедеврам классического репертуара. Начинается своего рода тест. Аристократ заказывает «Лето» из Времен года Вивальди. Затем звучат Прелюдия Баха для виолончели, его же «Шутка», «Весна» Вивальди, в конце — «Полет шмеля». Сенегалец узнает в этих произведениях музыку для рекламы, мелодию для ожидания ответа на коммутаторе, сопровождение к мультфильму «Том и Джерри». Для него нет музыки, если под неё нельзя танцевать.
И что? Аллес капут? Полное непонимание и обида? Отнюдь. Находчивый и энергичный африканец берет дело в свои руки и обращает чопорную публику, включая оркестр, в свою музыкальную веру, представленную здесь хитом Boogie Wonderland. В диско-ритме группы Earth, Wind and Fire сближаются не только социальные противоположности, но и музыкальные вкусы. Вот вам недостижимые единство и мир. Реальный прототип героя Филипп Поццо ди Борго говорил, что в восторге от фильма: «У режиссеров безумное чувство юмора. Ведь нам, инвалидам, ближе смеющиеся люди, а не те, кто демонстрирует жалость».
Один + один, Оливье Накаш и Эрик Толедано, 2011 г