Убийство герцога Гиза
Выпуск 57
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
17 ноября 1908 года кинотеатр на улице Шаррас в Париже был переполнен. Люди пришли посмотреть несколько фильмов, в том числе новое творение продюсерской компании Le Film d’Art. Как обычно, это была историческая тема, а именно рассказ об убийстве герцога Гиза подручными его соперника короля Генриха III. Для музыкального сопровождения этой картины, очень продолжительной для того времени, 18 минут, режиссёры Андре Кальмет и Шарль Ле Баржи обратились к известному человеку. Камиль Сен-Санс, чье имя фигурирует отныне на афише немого фильма, согласился на авантюру, став таким образом первым серьёзным композитором, написавшим музыку в расчёте именно на кино. Признанный мэтр, сочинявший во всех современных ему жанрах, перешагнул на тот момент уже 70-летний рубеж.
И вот гаснет свет, начинает жужжать проектор, и на экране появляются титры. Музыка, сопровождающая их (ее играют живые музыканты), тревожна. Подобно хору в античном театре, она дает понять нам еще до первого кадра, что герцогу, влиятельному заговорщику, мечтающему сместить короля, грозит опасность.

Затем возникает любовница герцога маркиза де Нуармутье, в своем будуаре. Её появление сопровождает мелодия, похожая на менуэт, галантный характер которой подчеркивает беспечность мадам. Так продолжается, пока не доставят письмо с важной вестью. В письме сообщается о запланированном убийстве. «Мадам, король собирается сыграть с герцогом злую шутку». И тотчас на смену будуарной истоме приходит тревожная тема.
Это одна из особенностей киноэксперимента Кальмета и Ле Баржи. Музыка выступает в качестве выразителя мыслей и чувств экранных героев, работая на интригу — подход, который на тот момент казался новаторским. Ведь, в данном случае, главный герой фильма не отреагировал на предупреждение, маркизе не удалось его удержать, герцога ждет смертельная опасность… В итоге история завершится сценой, где труп де Гиза с множеством ран будет обыскан, обложен соломой и брошен в камин…
Сегодня все это кажется немного комичным, а тогда, несмотря на свой полностью экспериментальный характер, саундтрек Камиля Сен-Санса — был абсолютным попаданием в цель. Это значит, кстати, что начинать что-то новое в жизни можно даже и в 73 года. Хотя, после этого опыта Сен-Санс для кино больше не писал.
Убийство герцога Гиза, Андре Кальметт и Шарль Ле Баржи, 1908 г.