Ретроград и новатор Амбруаз Тома
Он родился при Наполеоне, сходил на войну, пережил Парижскую коммуну, выбрал Марсельезу гимном страны. Видный французский композитор, директор Парижской консерватории Шарль Луи Амбруаз Тома родился в городе Мец 5 августа 1811 года. Публика восхищалась его операми, противники обзывали ретроградом. Наши современники нашли для Тома парадоксальный эпитет — консервативный новатор.
Дружить с музыкой Амбруаз начал в младенчестве. Ноты узнал раньше, чем азбуку. С четырёх лет, с лёгкой руки отца — музыкального педагога — учился играть на рояле и скрипке. К десяти годам приобрёл славу местного вундеркинда. Когда Амбруазу исполнилось шестнадцать, отец умер. Мама с детьми переехала в Париж. Тома поступил в консерваторию, где проявил себя блестяще.
Сочинять музыку его научил маститый композитор своего времени Жан-Франсуа Лесюер. Он пообещал юноше Римскую премию и не обманул. Желанную награду Амбруаз получил за кантату «Герман и Кетти», чем заслужил поездку на три года в Рим.
Время, проведенное в Вечном городе, сформировало его музыкальные приоритеты. Он познал итальянскую оперу, сравнил её с французской, изучил. Поиски в оперном жанре стали композиторским лейтмотивом Тома. Ему предстоит путь от легких комических сюжетов к лирической драме, основанной на литературной классике.
В 25 лет, набравшись впечатлений в Риме, а затем и в Вене, начинающий автор возвращается в Париж. Пишет сочинения для струнных и фортепиано, песни в итальянском стиле, мотеты, реквием, балеты. Но только оперы приносят ему успех. Остроумные, мелодичные, лёгкие, со счастливым концом они делают хорошие сборы театрам. От его одноактного творения «Кади» в восторге сам Жорж Бизе.
Публика любит Тома, коллеги уважают. К сорока годам он — академик изящных искусств, член Института Франции, преподаватель, а потом и профессор консерватории. Он может почивать на лаврах, но… видя, как эволюционирует музыкальный театр, ищет новую нишу на сцене. Опера стремительно меняется. На смену пафосным полотнам приходят камерные, комедию вытесняет лирика. Триумф «Фауста» Гуно побуждает Тома взяться за Гёте. В 55 лет по роману «Вильгельм Мейстер» он выпускает оперу «Миньон». Далее — Шекспир. Вышедший из-под пера Тома «Гамлет» идёт в «Гранд-Опера». В основе следующей премьеры — «Франсуаза де Римини» — эпизод из Божественной комедии Данте.
Тома не исследует глубин литературной основы, его мелодика скользит по эмоциям героев, изящно и досконально иллюстрируя их переживания. Офелия и принц датский сливаются в нежнейшем любовном дуэте.
Публика ошеломлена. «Миньон» и «Гамлет» триумфально пересекают пределы Франции. Их с удовольствием ставят в Европе. В России за «Миньон» возьмётся Большой театр. «Гамлет» пройдёт в частной антрепризе, не пробившись на императорскую сцену.
Обращение к великой словесности повышает статус Тома. Франция причисляет его к своим выдающимся композиторам. Тома отвечает родине, как истинный патриот. За год до шестидесятилетия он идёт добровольцем на франко-прусскую войну. Через год, по завершении баталии, Тома достигает пика карьеры. Его новому взлёту предшествует ряд исторических и личных трагедий.
После унизительного для Франции мирного договора, в дни Парижской коммуны, умирает бессменный директор консерватории Даниэль Обер. Сердце автора французского гимна La Parisienne не выдержало политических потрясений. Коммуна отдаёт высокую должность своему ставленнику. Спустя несколько дней, тот погибает на баррикадах. Директорское кресло переходит к Тома. Комиссия с ним во главе оставит La Parisienne в прошлом и выберет «Марсельезу» государственным гимном Франции.
Четверть века, оставшейся ему жизни, Амбруаз Тома бережно охраняет консерваторские традиции. Новое поколение музыкантов не довольно его руководством. Директора обвиняют в преклонении перед прошлым. Консерватизмом Тома крайне раздражён Клод Дебюсси. Однако, среди студентов и преподавателей достаточно сторонников и почитателей мэтра. Любимый ученик Жюль Массне, в восторге от своего педагога. После смерти Тома, он откажется возглавить консерваторию, не решившись тягаться с авторитетом наставника.
Достойная и долгая жизнь новатора и ретрограда Амбруаза Тома завершилась в феврале 1896 года. Пышные похороны прошли на кладбище Монмартр. На историческом погосте он покоится рядом с Аданом, Берлиозом, Виардо, Нижинским, Оффенбахом и другими звёздами мировой культуры. Оперы Тома и сегодня можно встретить в афишах. Его филигранные арии с удовольствием записывают и поют на концертах лучшие голоса современности.
Текст: Наталья Оганджанянц