«Музыка делается трудной каждый раз, когда её нет» — говорил ярчайший представитель музыкального импрессионизма Клод Дебюсси. Его за способность по-новому передавать звучания каждого аккорда и тональности нередко называют отцом музыки XX века. Современная музыка обязана этому французу многими открытиями, особенно в сфере гармонии и оркестровки.
Творчество композитора многолико. С одной стороны, в нём ощутима прочная опора на национальные традиции французского искусства, с другой — сильнейшее увлечение культурой Испании и творческими открытиями «Могучей кучки», в особенности Мусоргского. Интересы Дебюсси достигали и дальних стран, охватывая музыку Явы и Дальнего Востока.
Итог деятельности в количественном отношении не столь велик (одна опера, три балета, несколько симфонических партитур и произведений для сольных инструментов с оркестром, фортепианные и вокальные миниатюры, музыка к мистерии). Но при этом творчество поражает обилием новаторских открытий, оказавших влияние на многих композиторов будущего.
Мрачная сказка Клода Дебюсси
30 апреля 1902 года в парижской Опера-Комик разворачивается трагедия. На сцене терзаются персонажи, обречённые на душевные муки и гибель. За кулисами волнуется Клод Дебюсси. Мастер музыкального импрессионизма ловит реакцию публики на свою единственную оперу «Пеллеас и Мелизанда».
На репетициях, он уговаривает артистов забыть о том, что они певцы. И правда, в спектакле нет ни арий, ни дуэтов. Герои либо молча страдают под музыку, либо поют, словно проговаривая прозаический текст. А это и есть проза, которую написал Морис Метерлинк. Причём, его пьеса вошла в спектакль почти целиком. Дебюсси очень хотел создать необычное действо, которое должно пробудить в зрителе магическое чувство печали.
Откуда в композиторе столько тоски? Возможно, он задумал оперу, когда, будучи женатым человеком, влюбился в замужнюю женщину, чем довел жену до попытки самоубийства?
Повествование Метерлинка очень близко к этой жизненной драме. В ней есть всё — утонувшее в бездне обручальное кольцо, муки ревности, гибель и трагическое раскаяние…
Накануне премьеры соавторы рассорились… из-за певицы, которая исполнит главную роль. Драматург настаивал, чтобы Мелизанду пела его возлюбленная, а музыкант остановил выбор на молодой шотландке Мэри Гарден, которую позже назовут «оперной Сарой Бернар». В итоге Метерлинк публично пожелал Дебюсси «быстрого и громкого» провала. Композитор очень переживал, шлифуя партитуру до бесконечности. Увы, парижская публика не оценила его терзаний.
И сегодня многие находят оперу «Пеллеас и Мелизанда» слишком экзотичной. Но слушая её, постепенно попадаешь под действие томительных чар музыки Клода Дебюсси и уже нет сил расстаться с этим мрачным и таинственным миром полутонов и видений.
Текст: Наталья Оганджанянц