Вацлав Нижинский — человек-птица. Его называли «восьмым чудом света», «богом танца»; когда он зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
«Он опроверг все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…», — восхищался Жан Кокто. «Мне страшно, я вижу величайшего актёра в мире», — говорила Сара Бернар. «Нижинского мало назвать танцовщиком, в ещё большей степени он был драматическим актёром. Его прекрасное лицо, хотя оно и не было красивым, могло становиться самой впечатляющей актёрской маской из всех, какие я видел», — Игорь Стравинский. А сам Нижинский писал в дневнике: «Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить — вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга».
Вацлав Нижинский родился в семье польских балетных танцовщиков, где искусство танца передавалось по наследству. Впервые на сцене он выступил в возрасте пяти лет, станцевав гопак в Одесском театре. Родители решают отдать его в Императорское балетное училище. На предварительном экзамене комиссия отбирает Вацлава из ста пятидесяти претендентов. Успехи Нижинского были настолько ошеломляющими, что директор предложил сделать его штатным артистом Мариинского театра за два года до окончания учебы. Однако на сцене Мариинки он танцевал недолго: в 1911 году его увольняют с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как танцовщик выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным.
Первым поворотным событием стал 1909 год: зимой он встречает человека, сыгравшего особую роль в его судьбе — и как артиста, и как личности, — Сергея Павловича Дягилева. Позднее Вацлав скажет: «Среди всех людей, которых я когда-либо знал, Дягилев, конечно, значил для меня больше всех. Он был гением, великим организатором, открывателем и воспитателем талантов, с душой художника и gгапd seigneur, единственным человеком с универсальным талантом, которого я могу сравнить с Леонардо да Винчи». Нижинский танцует ведущие партии в труппе Дягилева в Париже и ошеломляет, а порой и шокирует всех. Поощряемый Дягилевым, он пробует свои силы и как хореограф. Втайне от Фокина он репетирует свой первый балет — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси. Затем «Весну священную», написанную Стравинским. Публика принимает балет не сразу, его премьера заканчивается скандалом. В том же году Нижинский ставит бессюжетный балет «Игры» также на музыку Дебюсси.
Всё меняет 1913 год. Тогда, после отбытия труппы на южноамериканские гастроли, Вацлав на корабле знакомится с венгерской аристократкой и своей поклонницей Ромолой Пульской. Сойдя на берег, они втайне от всех женятся. Дягилев, узнав о случившемся, впадает в бешенство и сразу же изгоняет танцовщика из труппы. Это ставит точку в короткой головокружительной карьере Нижинского. Ему предлагают возглавить балет «Гранд Опера» в Париже, но артист решает создать собственную антрепризу. В её репертуар вошли постановки Нижинского и, частично, Михаила Фокина. Однако гастроли проходят без успеха и заканчиваются финансовым провалом, что влечёт за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста.
26 сентября 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы». Вместе с семьей он обосновался в Швейцарии. Тогда же у него было обнаружено психическое заболевание, которое заставило танцовщика оставить сцену. Умер Вацлав Нижинский 8 апреля 1950 года в Лондоне, похоронен на кладбище Монмартр в Париже.