«Моцарт Елисейских полей»
Родоначальник французской оперетты, мастер комедийного жанра, тонкий лирик и виртуоз-виолончелист.
За свою жизнь Оффенбах достиг высокого мастерства игры на виолончели, создал множество романсов и опер, но основой его творчества стала оперетта. В этот жанр, традиционно предназначенный для развлечения, композитор внёс социальную остроту и превратил его в пародию на жизнь современного ему Парижа.
Жак Оффенбах появился на свет в семье кантора синагоги Исаака Эбершта. За несколько лет до рождения сына Исаак меняет фамилию на Оффенбах — в честь своего родного города, Оффенбах-на-Майне. Жак с самого детства проявляет впечатляющие музыкальные способности, играет на скрипке и виолончели. Также сочиняет музыку и даёт концерты в составе семейного трио (его брат и сестра — тоже талантливые музыканты).
В 1833 году Жак уезжает из родного Кёльна в Париж и поступает в консерваторию. Финансовые трудности не позволяют юному музыканту завершить обучение, но он всё равно становится виртуозным виолончелистом. Он часто гастролирует по европейским столицам. В основном, это сольные концерты — они приводят публику в восторг. Его энергия, талант и вера в успех кажутся неиссякаемыми. На одном из концертов, в знак особого признания таланта молодого исполнителя, ему аккомпанирует Ференц Лист. Позднее Оффенбах сыграет и с другими выдающимися музыкантами — среди них Антон Рубинштейн и Феликс Мендельсон, а его знакомство с Иоганном Штраусом перерастёт в настоящую дружбу.
В Париже Оффенбах долгое время работает дирижёром в различных музыкальных театрах, а в 1855 году осуществляет свою давнюю мечту и открывает собственный театр «Буфф-Паризьен». Там он, наконец, получает желанную творческую свободу и возможность развернуть свой талант в полную силу. В своём театре Оффенбах — не только композитор, но и дирижёр, режиссёр-постановщик, антрепренёр и соавтор либретто. Он насыщает спектакли тонким остроумием и красочной музыкой, постановки быстро набирают популярность. Вскоре практически весь Париж напевает мелодии Оффенбаха, его маленький театр на Елисейских полях становится излюбленным местом столичной публики.
Первый грандиозный успех композитору приносит оперетта «Орфей в аду». Это ярчайший пример пародийного спектакля, где черты серьёзной оперы автор выворачивает наизнанку. Оффенбах смешивает античный сюжет с хлёсткой пародией на современность, а в музыке совмещает классические мотивы с канканом и галопом. Поначалу, это сбивает зрителей с толку — жанр спектакля им непонятен, критики пишут неоднозначные рецензии. Ритмов, подобных галопу «Орфея», не знали композиторы прошлых лет. Их сравнивают с движением локомотивов и скорострельным оружием. Взрыв популярности «Орфея в аду» приходит, как ни странно, после разгромной рецензии известного критика Жюля Жанена. Она становится для оперетты блестящей рекламой.
Вслед «Орфеем» Оффенбах ставит оперетты «Женевьева Брабантская», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Перикола». Известность композитора распространяется за пределы Франции. Особая популярность приходит к нему в Вене и Петербурге.
Слава Оффенбаха достигает апогея на Парижской Всемирной выставке 1867 года. Маленький зал «Буфф-Паризьен» с трудом вмещает многочисленных гостей, среди которых короли Португалии, Швеции, вице-король Египта, сын королевы Виктории (будущий Георг III) и император Александр II.
Блестящую карьеру Жака Оффенбаха прерывает франко-прусская война. Его оперетты сходят со сцены, постановки молодых авторов затмевают былой успех мастера. В 1875 году композитор объявляет о банкротстве и уезжает в Америку. Там музыкант гастролирует и продолжает писать. Его новые оперетты «Путешествие на Луну» и «Мадам Аршидюк» идут в театрах с успехом. Однако достичь уровня популярности «Орфея» им было не суждено.
В конце 1870-х композитор возвращается во Францию. Над своим последним произведением Оффенбах работает в Париже уже будучи неизлечимо больным. Оперу «Сказки Гофмана» он называет делом своей жизни. В ней находит отражение романтическая тема о недостижимом идеале; хоть сказки светлые и радостные, от них всё равно веет печалью. Премьеры автор так и не увидел. Жак Оффенбах скончался 5 октября 1880 года.
«Сказки Гофмана» впервые появились на сцене год спустя, в 1881, но настоящий успех обрели лишь в постановке 1905 года и заслуженно вошли в ряды шедевров мировой классики.