Дягилев Сергей Павлович

31.03.1872 – 19.08.1929
    • Россия
    • СССР
    Дягилев Сергей Павлович
    Русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
    Знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева открылись в Париже 19 мая 1908 года на сцене парижской «Гранд-опера» состоялась премьера оперы «Борис Годунов» с Фёдором Шаляпиным в главной роли.
    К этой постановке Дягилев долго готовился: ему хотелось представить Парижу подлинную Русь конца 16 начала 17 века, и для этого он изъездил всю крестьянскую Россию, собирая сарафаны, старинный бисер и вышивки.
    Сергей Павлович часто вспоминал о своём первом оперном сезоне. По его словам, генеральная репетиция «Бориса Годунова» прошла блестяще. Дягилев был спокоен за судьбу этого спектакля. Вечером неожиданно в отель к Дягилеву пришёл Шаляпин — громадный, бледный, взволнованный: «Я завтра не могу петь… У меня трак… Боюсь… Не звучит». И действительно, голос у Шаляпина, когда он произносил эти отрывистые фразы (а Шаляпин часто говорил отрывистыми фразами), не звучал. «Бессильно садился он — его трясёт лихорадка творческого волнения и скрытого ожидания творческого мига, который будет завтра».
    Дягилев всеми силами старался успокоить, разговорить Шаляпина, прогнать страх, но всё было напрасно. Весь вечер они провели вместе, и только под конец Шаляпин стал спокойнее, увереннее. Пора уходить. Шаляпин подымается, прощается с Дягилевым — и тут снова беспокойство, страх и бессилие овладевают им: он не может уйти, боится остаться один, без поддержки и ограды Дягилева: «Я останусь у тебя, Сережа, я переночую здесь где-нибудь, на стуле у тебя». И Шаляпин проводит неспокойную, неудобную, тревожно-лихорадочную ночь в салоне Дягилева, примостившись на маленьком диванчике, который был, по крайней мере, в два раза меньше громадного Фёдора Ивановича.
    На следующий день состоялась премьера «Бориса Годунова». Парижу, а через Париж — столицу мира — и всему миру открылось новое русское чудо — чудо шаляпинского «Бориса Годунова», которое до тех пор знала только одна Россия. Спектакль, по словам Дягилева, невозможно было описать. Париж потрясён. Люди взбирались на кресла, в исступлении кричали, стучали, махали платками, плакали в несдержанно-азиатском, а не в сдержанно-европейском восторге. Русский гений завоевал столицу мира и весь мир.

    Великая магия Дягилева

    Русские сезоны, Русский балет… Нижинский, Баланчин… Какие имена, какие легенды! Сергей Дягилев магическим образом угадывал тенденции будущего. Он как магнит притягивал таланты и делал из них звезд. Великий импресарио, открывший миру русское искусство, родился 31 марта 1872 года.
    В семье Дягилевых трепетно относились культуре, но отец-офицер и дворянин-отправил Сергея в Петербург учиться на юриста. Сын параллельно занимается в консерватории у Римского-Корсакова. Вместе с Бенуа выпускает журнал «Мир искусства», общается с Левитаном, Серовым, Репиным, вывозит их картины в Париж. Эти выставки станут предтечей «Русских сезонов» — самых известных в мире театральных гастролей.
    Всё начиналось с опер Мусоргского, Глинки и Бородина. Но проводником современных идей Дягилев избирает балет, кардинально обновив жанр новой музыкой, живописью и хореографией. В его труппе танцует Вацлав Нижинский, постановщик — Михаил Фокин, декорации и костюмы делают Рерих, Бакст, Бенуа. Дягилевская команда открывает миру балеты Стравинского. В 1910 году на премьеру «Жар-Птицы» в Гранд-опера съезжается вся французская элита. А через год европейские меломаны соберутся в Париже на первый показ «Петрушки». Следом Дягилев берётся за «Весну священную». Это один из первых балетов, поставленных Нижинским. Зал не принял ни музыку, ни постановку, свистел и ругался.
    А дальше была Первая мировая война, после которой Нижинский и Фокин уже не работали с Дягилевым. Декорации для балета «Парад» на музыку Эрика Сати и либретто Жана Кокто делал Пикассо, а ставил спектакль уже Леонид Мясин. В труппу пришли Серж Лифарь и Джордж Баланчин, который поставил балет Стравинского «Аполлон Мусагет» с костюмами Коко Шанель…
    Настоящие легенды ХХ столетия притягивал к себе гений Сергея Дягилева! Стал легендой и сам великий импресарио. В нашем ХХI веке очень не хватает его магической силы, по мановению которой всё русское войдёт в моду и русским искусством заболеет весь мир.
    Текст: Наталья Оганджанянц