Шаляпин Фёдор Иванович. Демон с загадочной русской душой
Искусство русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина более века остаётся недосягаемым по глубине толкования сценических образов. В репертуаре артиста около 70 оперных партий. И если сегодня в зарубежных театрах ставят «Бориса Годунова» или «Хованщину» Мусоргского, то во многом благодаря тому, что в этих русских музыкальных драмах некогда блистал Шаляпин.
При всём уважении современных оперных режиссёров к таланту Шаляпина, они вряд ли бы сработались. Сценическим волюнтаризмом и взрывным характером артист отличался уже в начале карьеры. К середине 90-х годов оказался в творческом тупике — в небольших провинциальных труппах масштабных ролей практически не было, а в Мариинском в основные спектакли хоть и вводили, но не разрешали отступать от канонических трактовок.
Меценат Савва Мамонтов в это же время спасал от кризиса свой любимый столичный проект — «Частную русскую оперу». Он искал в казённых театрах молодые вокальные дарования, которые не боялись смелых постановочных экспериментов. Летом 1896 года обновлённый коллектив приехал на гастроли в Нижний Новгород. В этом городе и состоялась историческая встреча Мамонтова с Шаляпиным. Их творческий союз начался там же блистательным дебютом артиста в партии Сусанина в «Жизни за царя» Глинки.
За три месяца участия в мамонтовской антрепризе Шаляпин исполнил около десятка ролей. Многие из них он пел впервые. Поиски нужной интонации и мизансцены происходили не только на репетициях, но и во время спектакля. Но ни дирижёра, ни партнёров импровизации на редкость пластичного, почти двухметрового паренька не смущали. Наоборот, они охотно ему подыгрывали. Шаляпин был поражён атмосферой свободного творчества и осознал, что попал к единомышленникам. Мамонтов тогда же понял, что нашёл идеального артиста и пригласил певца в Москву.
Условия контракта были беспрецедентными: Шаляпину разрешалось в театре делать всё, что он хочет. К его услугам новые постановки, прекрасные костюмы и эксклюзивные декорации лучших молодых художников: Поленова, Серова, Коровина, Врубеля… За четыре сезона артист создал незабываемую галерею образов. Первым в портретном ряду стоит демонический Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова. На рубеже веков Фёдора Ивановича зовут в Большой театр и уговаривают вернуться в Мариинский.
Вскоре признанный мастер отправляется в Ла Скала и поёт в «Мефистофеле» Бойто. За дирижёрским пультом Артуро Тосканини. Два музыкальных диктатора в поисках художественной правды услышали друг друга. «Школа» Мамонтова поспособствовала карьерному взлёту Шаляпина. Вплоть до начала Первой мировой войны его хотят слышать не только в Европе, но также и в США. В Метрополитен вместе с Карузо Фёдор Иванович блистает в «Фаусте» Гуно. Своему другу Максиму Горькому артист пишет, что американцы аплодировали не меньше, чем в своё время в театре Мамонтова. Писатель поддержал Шаляпина в желании воплотить образ Дон Кихота. Жюль Массне специально для русского баса пишет оперу. А в 30-х годах Шаляпин снимается в фильме на сюжет романа Сервантеса. Идеальное завершение карьеры для творца с равновеликими вокальным и драматическим талантами.