Путь Джорджа Баланчина: от тапёра к балетмейстерской славе
«В двух минутах танца мы проживаем жизнь более яркую и насыщенную, чем за десятилетие наших будней».
Георгий Баланчивадзе — так звали мальчика, который родился в 1904 году в Санкт-Петербурге в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. Георгий окончил Петроградское театральное училище. После Октябрьской революции некоторое время подрабатывал тапёром. А потом поступил в консерваторию, где занимался как пианист, а также изучал теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию. В начале 1920-х он стал одним из организаторов экспериментальной группы «Молодой балет», где начал пробовать свои силы как хореограф.
Гастроли по Европе изменили жизнь Георгия Баланчивадзе. В Париже он принимает предложение от Сергея Дягилева и становится главным хореографом «Русского балета» — знаменитой антрепризы Дягилева, а также по его совету меняет имя на западный манер: Джордж Баланчин. За 5 лет совместной работы он ставит 9 крупных балетов, а также целый ряд отдельных хореографических сцен. После смерти Дягилева покидает Париж.
Наступает самый длительный и успешный период карьеры Баланчина в США. Там он создаёт знаменитые труппы «Американ балет» и «Нью-Йорк Сити Балет», с которыми ставит свои лучшие спектакли. Балет Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Баланчина с момента премьеры стал в США рождественской традицией.
Балетмейстер считал, что сюжет танца не столь важен, сколько эмоциональность музыкального образа. Он часто ставил одноактные бессюжетные балеты на симфоническую музыку, не предназначенную для танца.
Международная карьера Баланчина сложилась блестяще, но он всегда помнил о своих грузинских корнях. Несмотря на новаторский вклад в американский балет, он восхищался энергетикой народных традиций: «Тому, что умеют делать грузинские девушки, я никогда не смогу научить своих танцоров. Это природное свойство. В Грузии есть генетический код танца».