Екатерина Мечетина: «В самоизоляции происходят какие-то необъяснимые вещи»
Дата публикации: 15 апреля 2020
Хорошо темперированный клавир Баха, онлайн-занятия с учениками и салат под Пятую симфонию Малера — журналист радио «Орфей» Андрей Ноздреватых поговорил с пианисткой Екатериной Мечетиной о том, как она живёт сегодня, в дни самоизоляции.
А. Ноздреватых: Чем вы занимаетесь в самоизоляции?
Е. Мечетина: Да всем понемножку. Прежде всего я достаточно строго соблюдаю самоизоляцию. Мне это кажется очень важным. Я никуда не выхожу, за исключением экстренных походов в магазин.
Поначалу казалось, что времени ни на что не хватает. Но психика проходит разные этапы. И я поняла, что нужно расписание дня, что каждое утро нужно начинать с достаточно серьёзной физкультуры, чтобы не потерять физическую форму, что желательно каждый день дотрагиваться до рояля, потому что это благотворно влияет на психику музыканта, который привык делать это ежедневно. Ну и что, что нет концертов и в обозримом будущем их не будет? Игра на рояле очень успокаивает. И я понимаю, что, если несколько дней этого не делать, начинается тревога просто от того факта, что что-то идёт не так, по мнению психики, привыкшей к ежедневным занятиям.
Я занимаюсь с учениками. Нам всем пришлось перейти на дистанционный режим работы. Они присылают мне свои записи, а я им — свои потактовые комментарии. Я пользуюсь именно таким способом, а не онлайн, когда в прямом эфире мне что-то играют, меня не слышат, я тоже плохо слышу и так далее. В общем, каждый находит свой способ.
Я немножко пишу. Пишу всё подряд, чтобы когда-то вспомнить этот странный период. Пишу что-то типа воспоминаний, хотя про мемуары вроде бы говорить ещё рано. А что с ними потом буду делать, это ещё вопрос. Я немножко повторяю японский язык, который я забросила, но чувствую, что для поддержания интереса и памяти в форме нужно прикладывать какие-то усилия. Я немножко читаю книги, хотя меньше, чем хотелось бы. Очень сильно отвлекает интернет со всеми его новостями, потому что их тоже требуется смотреть, чтобы быть в курсе дела. Вот чем занят каждый мой день.
А. Ноздреватых: Вы учите новую программу или что-то возвращаете в руки?
Е. Мечетина: Сейчас бесполезно повторять что-то старое для каких-то гипотетических концертов, потому что они отменились все. Вообще все. И поэтому я просто взяла ноты из числа тех, которые были дома. К сожалению, моя основная библиотека находится у родителей, и здесь у меня не очень много всего. Но, по счастью, у меня оказались два тома «Хорошо темперированного клавира» и музыкальные моменты Рахманинова. Это именно то, что я сейчас ежедневно держу в своих руках.
А. Ноздреватых: И вы полностью играете оба тома Иоганна Себастьяна?
Е. Мечетина: Да нет, просто у меня есть ноты обоих томов. Но, естественно, я не могу сыграть сразу всё. И должна сказать, что соприкосновение с Бахом, безусловно, целительно.
есть какой-то страх перед всеми этими онлайн-делами
А. Ноздреватых: А смотрите ли вы трансляции концертов и спектаклей?
Е. Мечетина: Нет, категорически нет.
А. Ноздреватых: Почему?
Е. Мечетина: Не знаю. Просто не могу. Судя по отзывам коллег, можно говорить о тенденции, что у профессионалов просмотр трансляций идёт как-то очень сложно. Наверное, профессиональная деформация и усталость от своей работы. Вообще, в самоизоляции происходят какие-то необъяснимые вещи. И это одна из них. Я слушаю записи, включаю в Apple Music всё, от литургии Рахманинова или Чеснокова до Пятой симфонии Малера и Pink Floyd. Но есть какой-то страх перед всеми этими онлайн-делами, потому что, честно сказать, боимся, что это всё надолго.
А. Ноздреватых: А живые онлайн-концерты без публики не смотрели?
Е. Мечетина: Я посмотрела только первый онлайн-концерт Дениса Мацуева, просто чтобы понять, как это происходит, как это сделано. Потом я с ним поговорила, он рассказал о своих ощущениях. И, честно признаюсь, больше я не смотрела ни одного концерта.
А. Ноздреватых: А какие ощущения были у вас?
Е. Мечетина: У меня было ощущение, что это героический поступок. Скажу больше, на 9 апреля был запланирован наш онлайн-концерт с Александром Князевым. Как вы знаете, он любит играть скрипичный репертуар. И мы должны были играть две сонаты: скрипичную Франка и Третью Брамса. И поскольку времени на занятия было много, я, наверное, ни к одному привычному концерту не готовилась так качественно, потому что график не позволял доводить программу до идеала. Но, к сожалению, ввели режим нерабочих дней, и мы не смогли провести концерт, поскольку это зависит не только от нас двоих, но и от целого ряда служб, которые организовывают и устраивают трансляцию. Сейчас ни у кого нет настоящих онлайн-концертов. Идут только записи.
сейчас музыканты и заработки — это максимально болезненная тема
А. Ноздреватых: Я смотрел несколько живых онлайн-концертов. Поделюсь своим впечатлением. Было удивительное ощущение, что музыканты играют исключительно для меня. Я пожалел, что не было кнопки «аплодировать», то есть перечислить деньги. Потом я подумал, что, возможно, такой формат позволил бы музыкантам зарабатывать. А сейчас я думаю о том, что в обозримом будущем этот формат станет единственным, приносящим музыкантам деньги. А вы что думаете?
Е. Мечетина: Честно сказать, сейчас музыканты и заработки — это максимально болезненная тема. Доходов, прямо скажем, ноль, если не брать в расчёт скромные суммы, которые приходят благодаря преподаванию. Опять же, преподавание — тоже отдельная тема, так как трудно перестроиться. Но в плане основного рода деятельности сейчас у всех музыкантов наступают очень тяжёлые времена. И со своей стороны я сделала всё, что могла, чтобы донести до власть имущих то, что нужно находить выход из сложившейся ситуации. И, надеюсь, в скором будущем мы услышим о предлагаемых мерах со стороны правительства.
А что касается платных онлайн-концертов, в первые дни самоизоляции у многих начался период гиперактивности: все сразу кинулись делать домашние концерты, некоторые даже призывали кидать деньги на карточку. Никого не хочу осуждать, но лично у меня абсолютно обратный процесс. Я отказалась от всех возможных запросов, которые ко мне поступали, как вы понимаете, в большом количестве: «Сыграйте нам что-нибудь из дома»; «Запишите, пожалуйста, мотивационную речь». Я отказалась абсолютно от всего и соглашаюсь только на радиопредложения, потому что для меня это более естественно. С видео у меня ощущение, что ко мне в дом приходят те, кого я не приглашала.
это время — возможность заглянуть вглубь себя
А. Ноздреватых: Давайте поговорим о салатиках. Влияют ли на вкус салата симфонии Малера? Я прочитал у вас в фейсбуке, что вы под Малера готовили салат по рецепту папы.
Е. Мечетина: У меня тяжёлые отношения с кулинарией. Поскольку я живу одна, мне всегда ужасно лень готовить для себя. Я вообще не мастер этого дела, как, наверное, многие дети, которые учились в профессиональных музыкальных школах. Их всегда с кухни гнали и говорили: «Лучше иди позанимайся, а то ещё что-нибудь себе отрежешь». И это был как раз мой случай. Поэтому, пока я не начала жить самостоятельно, готовить я не умела от слова совсем. И справляться с этим довольно сложно. Иногда я готовлю что-то, что потом не успеваю съесть, потому что думаю о том, что нужно держать форму, что это всё не навсегда и хочется всё-таки предсказать размер своей одежды к сентябрю. Хотя готовка сейчас тоже часть жизни. Если в обычном режиме можно лишний раз выйти в кафе или в магазин и, не задумываясь, быстренько купить себе что-нибудь вкусненькое, то тут нужно вести расчёты, сколько купить еды, чтобы она не пропала до следующего выхода в магазин через две недели.
В общем, мы сейчас переживаем очень странное время. Я думаю, что те из нас, кому пока везёт быть в добром здравии, в том числе благодаря самоизоляции, будут вспоминать это время как возможность заглянуть вглубь себя. Когда ты в спокойном состоянии и не выходишь из дома, тебя посещают совершенно другие мысли. Даже по лентам соцсетей видно, насколько иначе люди стали мыслить. Ну, а тем, кому не повезёт и кто столкнётся с этой жуткой заразой, могу только пожелать, чтобы всё прошло максимально безболезненно и без последствий. Но чтобы таких случаев было меньше, нам надо обязательно сидеть дома. У меня нет ни малейших сомнений в том, что решение это правильное.
Салат по рецепту виолончелиста Василия Серафимовича Мечетина в изложении пианистки Екатерины Васильевны Мечетиной
Включить запись Пятой симфонии Густава Малера.
Очень мелко нарезать:
· крабы или крабовые палочки: 1 уп.;
· укроп, зелёный лук, кинза;
· огурцы — 2 шт.;
· яйца вареные — 2-3 шт.;
· салат листовой;
· 1 авокадо.
Соль, прочие колониальные товары по вкусу.
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.