Екатерина Мечетина: «В самоизоляции происходят какие-то необъяснимые вещи»

Дата публикации: 15 апреля 2020

Хорошо темперированный клавир Баха, онлайн-занятия с учениками и салат под Пятую симфонию Малера — журналист радио «Орфей» Андрей Ноздреватых поговорил с пианисткой Екатериной Мечетиной о том, как она живёт сегодня, в дни самоизоляции.
Екатерина Мечетина: «В самоизоляции происходят какие-то необъяснимые вещи»
А. Ноздреватых: Чем вы занимаетесь в самоизоляции?
Е. Мечетина: Да всем понемножку. Прежде всего я достаточно строго соблюдаю самоизоляцию. Мне это кажется очень важным. Я никуда не выхожу, за исключением экстренных походов в магазин.
Поначалу казалось, что времени ни на что не хватает. Но психика проходит разные этапы. И я поняла, что нужно расписание дня, что каждое утро нужно начинать с достаточно серьёзной физкультуры, чтобы не потерять физическую форму, что желательно каждый день дотрагиваться до рояля, потому что это благотворно влияет на психику музыканта, который привык делать это ежедневно. Ну и что, что нет концертов и в обозримом будущем их не будет? Игра на рояле очень успокаивает. И я понимаю, что, если несколько дней этого не делать, начинается тревога просто от того факта, что что-то идёт не так, по мнению психики, привыкшей к ежедневным занятиям.
Я занимаюсь с учениками. Нам всем пришлось перейти на дистанционный режим работы. Они присылают мне свои записи, а я им — свои потактовые комментарии. Я пользуюсь именно таким способом, а не онлайн, когда в прямом эфире мне что-то играют, меня не слышат, я тоже плохо слышу и так далее. В общем, каждый находит свой способ.
Я немножко пишу. Пишу всё подряд, чтобы когда-то вспомнить этот странный период. Пишу что-то типа воспоминаний, хотя про мемуары вроде бы говорить ещё рано. А что с ними потом буду делать, это ещё вопрос. Я немножко повторяю японский язык, который я забросила, но чувствую, что для поддержания интереса и памяти в форме нужно прикладывать какие-то усилия. Я немножко читаю книги, хотя меньше, чем хотелось бы. Очень сильно отвлекает интернет со всеми его новостями, потому что их тоже требуется смотреть, чтобы быть в курсе дела. Вот чем занят каждый мой день.
Сказочница Екатерина Мечетина
А. Ноздреватых: Вы учите новую программу или что-то возвращаете в руки?
Е. Мечетина: Сейчас бесполезно повторять что-то старое для каких-то гипотетических концертов, потому что они отменились все. Вообще все. И поэтому я просто взяла ноты из числа тех, которые были дома. К сожалению, моя основная библиотека находится у родителей, и здесь у меня не очень много всего. Но, по счастью, у меня оказались два тома «Хорошо темперированного клавира» и музыкальные моменты Рахманинова. Это именно то, что я сейчас ежедневно держу в своих руках.
А. Ноздреватых: И вы полностью играете оба тома Иоганна Себастьяна?
Е. Мечетина: Да нет, просто у меня есть ноты обоих томов. Но, естественно, я не могу сыграть сразу всё. И должна сказать, что соприкосновение с Бахом, безусловно, целительно.
есть какой-то страх перед всеми этими онлайн-делами
А. Ноздреватых: А смотрите ли вы трансляции концертов и спектаклей?
Е. Мечетина: Нет, категорически нет.
А. Ноздреватых: Почему?
Е. Мечетина: Не знаю. Просто не могу. Судя по отзывам коллег, можно говорить о тенденции, что у профессионалов просмотр трансляций идёт как-то очень сложно. Наверное, профессиональная деформация и усталость от своей работы. Вообще, в самоизоляции происходят какие-то необъяснимые вещи. И это одна из них. Я слушаю записи, включаю в Apple Music всё, от литургии Рахманинова или Чеснокова до Пятой симфонии Малера и Pink Floyd. Но есть какой-то страх перед всеми этими онлайн-делами, потому что, честно сказать, боимся, что это всё надолго.
А. Ноздреватых: А живые онлайн-концерты без публики не смотрели?
Е. Мечетина: Я посмотрела только первый онлайн-концерт Дениса Мацуева, просто чтобы понять, как это происходит, как это сделано. Потом я с ним поговорила, он рассказал о своих ощущениях. И, честно признаюсь, больше я не смотрела ни одного концерта.
А. Ноздреватых: А какие ощущения были у вас?
Е. Мечетина: У меня было ощущение, что это героический поступок. Скажу больше, на 9 апреля был запланирован наш онлайн-концерт с Александром Князевым. Как вы знаете, он любит играть скрипичный репертуар. И мы должны были играть две сонаты: скрипичную Франка и Третью Брамса. И поскольку времени на занятия было много, я, наверное, ни к одному привычному концерту не готовилась так качественно, потому что график не позволял доводить программу до идеала. Но, к сожалению, ввели режим нерабочих дней, и мы не смогли провести концерт, поскольку это зависит не только от нас двоих, но и от целого ряда служб, которые организовывают и устраивают трансляцию. Сейчас ни у кого нет настоящих онлайн-концертов. Идут только записи.
сейчас музыканты и заработки — это максимально болезненная тема
А. Ноздреватых: Я смотрел несколько живых онлайн-концертов. Поделюсь своим впечатлением. Было удивительное ощущение, что музыканты играют исключительно для меня. Я пожалел, что не было кнопки «аплодировать», то есть перечислить деньги. Потом я подумал, что, возможно, такой формат позволил бы музыкантам зарабатывать. А сейчас я думаю о том, что в обозримом будущем этот формат станет единственным, приносящим музыкантам деньги. А вы что думаете?
Е. Мечетина: Честно сказать, сейчас музыканты и заработки — это максимально болезненная тема. Доходов, прямо скажем, ноль, если не брать в расчёт скромные суммы, которые приходят благодаря преподаванию. Опять же, преподавание — тоже отдельная тема, так как трудно перестроиться. Но в плане основного рода деятельности сейчас у всех музыкантов наступают очень тяжёлые времена. И со своей стороны я сделала всё, что могла, чтобы донести до власть имущих то, что нужно находить выход из сложившейся ситуации. И, надеюсь, в скором будущем мы услышим о предлагаемых мерах со стороны правительства.
А что касается платных онлайн-концертов, в первые дни самоизоляции у многих начался период гиперактивности: все сразу кинулись делать домашние концерты, некоторые даже призывали кидать деньги на карточку. Никого не хочу осуждать, но лично у меня абсолютно обратный процесс. Я отказалась от всех возможных запросов, которые ко мне поступали, как вы понимаете, в большом количестве: «Сыграйте нам что-нибудь из дома»; «Запишите, пожалуйста, мотивационную речь». Я отказалась абсолютно от всего и соглашаюсь только на радиопредложения, потому что для меня это более естественно. С видео у меня ощущение, что ко мне в дом приходят те, кого я не приглашала.
это время — возможность заглянуть вглубь себя
А. Ноздреватых: Давайте поговорим о салатиках. Влияют ли на вкус салата симфонии Малера? Я прочитал у вас в фейсбуке, что вы под Малера готовили салат по рецепту папы.
Е. Мечетина: У меня тяжёлые отношения с кулинарией. Поскольку я живу одна, мне всегда ужасно лень готовить для себя. Я вообще не мастер этого дела, как, наверное, многие дети, которые учились в профессиональных музыкальных школах. Их всегда с кухни гнали и говорили: «Лучше иди позанимайся, а то ещё что-нибудь себе отрежешь». И это был как раз мой случай. Поэтому, пока я не начала жить самостоятельно, готовить я не умела от слова совсем. И справляться с этим довольно сложно. Иногда я готовлю что-то, что потом не успеваю съесть, потому что думаю о том, что нужно держать форму, что это всё не навсегда и хочется всё-таки предсказать размер своей одежды к сентябрю. Хотя готовка сейчас тоже часть жизни. Если в обычном режиме можно лишний раз выйти в кафе или в магазин и, не задумываясь, быстренько купить себе что-нибудь вкусненькое, то тут нужно вести расчёты, сколько купить еды, чтобы она не пропала до следующего выхода в магазин через две недели.
В общем, мы сейчас переживаем очень странное время. Я думаю, что те из нас, кому пока везёт быть в добром здравии, в том числе благодаря самоизоляции, будут вспоминать это время как возможность заглянуть вглубь себя. Когда ты в спокойном состоянии и не выходишь из дома, тебя посещают совершенно другие мысли. Даже по лентам соцсетей видно, насколько иначе люди стали мыслить. Ну, а тем, кому не повезёт и кто столкнётся с этой жуткой заразой, могу только пожелать, чтобы всё прошло максимально безболезненно и без последствий. Но чтобы таких случаев было меньше, нам надо обязательно сидеть дома. У меня нет ни малейших сомнений в том, что решение это правильное.

Салат по рецепту виолончелиста Василия Серафимовича Мечетина в изложении пианистки Екатерины Васильевны Мечетиной

Включить запись Пятой симфонии Густава Малера.
Очень мелко нарезать:
· крабы или крабовые палочки: 1 уп.;
· укроп, зелёный лук, кинза;
· огурцы — 2 шт.;
· яйца вареные — 2-3 шт.;
· салат листовой;
· 1 авокадо.
Соль, прочие колониальные товары по вкусу.

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.