«Великолепная пятерка». Выпуск двадцать первый

  • 18 апреля 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Не только «Времена года»; композиторский детектив; эликсир чистейшей радости; старое по-новому; и музыка, и научная фантастика — новые записи на радио «Орфей».
1. Антонио Вивальди. Gloria RV 589. I. Gloria in excelsis Deo. Камерный оркестр «Бароккисти» / I Barocchisti, Хор швейцарского радио и телевидения / Coro della Radiotelevisione Svizzera, Диего Фазолис / Diego Fasolis дирижёр. Decca
Так уж исторически сложилось, что имя Антонио Вивальди ассоциируется прежде всего со скрипичными концертами «Времена года». А жаль. Ведь у «рыжего священника», как называли композитора современники, есть много других прекрасных сочинений.
Например, кантата «Глория», в которой воплотились величие и блеск духовной музыки высокого барокко. С первого номера становится понятно, что Вивальди — мастер не только инструментальных концертов.
Творчество Антонио Вивальди, как и многих других композиторов эпохи барокко, музыкальный мир по достоинству оценил только в 19 веке. Партитура «Глории» увидела свет в 1926 году, когда ее обнаружили на распродаже у салезианских монахов в итальянском Пьемонте. Впервые цикл прозвучал благодаря стараниям композитора Альфреда Казеллы. Случилось это осенью трагического 1939 года, в Университете Сиенны, на фестивале «Неделя Вивальди». Считается, что «Глорию» Вивальди посвятил победе венецианцев над турками в 1716 году.
2. Антон Август Фердинанд Тиц. Соната для скрипки и клавесина фа минор, соч. 1. II. Allegro agitato. Андрей Решетин — скрипка, Ирина Шнеерова — клавесин. ReachSound.Art
История музыки полна загадок. Исследователи, например, до сих пор не могут сойтись во мнении, к каким композиторам отнести мастера второй половины 18 века — Антона Августа Фердинанда Тица: к австрийским или русским. Он родился в семье музыканта, с десяти лет работал в Батурине и Глухове (сейчас это территория Украины) в капелле графа Разумовского. Жил в Италии и Австрии, а потом переехал в Петербург, где стал скрипачом Первого придворного оркестра и славился эксцентричными выходками. А еще считается, что Тиц учился у самого Йозефа Гайдна.
Но вернемся к нашей загадке о месте рождения Тица. Скрипач Андрей Решетин — специалист в области музыки 18 века и худрук коллектива «Солисты Екатерины Великой» — рассказывает, что по одной из версий, Тиц родился в России, а в Австрию его отправили на учёбу.
Андрей Решетин: «По другой версии, он родился в Нюрнберге и переехал в Вену. Сейчас две версии, и мы не можем пока на какой-то остановиться. Но факт заключается в том, что всю свою сознательную творческую жизнь он прожил в России — это больше сорока лет. Он был учителем скрипки нашего императора Александра Первого и родоначальником русского квартета».
Ансамбль «Солисты Екатерины Великой» специализируется на исполнении русской музыки 18 века. Одной из главных задач музыканты считают возрождение произведений композиторов, служивших при императорском дворе. Благодаря стараниям коллектива, состоялась постановка любимой оперы Екатерины Второй «Мнимые философы» и первой барочной оперы на русский сюжет — «Борис Годунов» Иоганна Маттезона.
3. Людвиг ван Бетховен. Симфония № 7 ля мажор, op. 92. IV. Allegro con brio. Венский симфонический оркестр / Wiener Symphoniker, Филипп Жордан / Philippe Jordan — дирижёр. Wiener Symphoniker
Как же несправедлива порою бывает судьба… 1813 год. Благотворительный концерт в Венском университете и, по совместительству, премьера Седьмой симфонии Бетховена. После — куча разгромных, уничижающих статей и комментариев. «Такую музыку мог написать только пьяница», — отозвался о новом сочинении Бетховена Фридрих Вик, отец Клары Шуман. А основатель Пражской консерватории Дионис Вебер объявил, что автор этого опуса вполне созрел для сумасшедшего дома.
К счастью, история расставила всё на свои места, и Седьмая симфония Людвига ван Бетховена заняла достойное место в репертуаре ведущих мировых коллективов.
Но сейчас осторожно! Венский симфонический оркестр по рецепту Людвига ван Бетховена приготовил для вас эликсир чистейшей, неразбавленной радости, которую в полной мере может испытать только тот, кто на собственном опыте знает, что такое настоящие страдания.
Первые два диска Венского симфонического оркестра с записями симфоний Бетховена получили всеобщее признание. Музыканты решили не останавливаться на достигнутом и на собственном лейбле выпустили еще один альбом, куда вошли Вторая и Седьмая симфонии. По мнению руководителя коллектива Филиппа Жордана, Седьмая симфония — единственная в творчестве Бетховена, которая ни к чему не стремится. Она просто есть.
4. Фредерик Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа минор, Op. 21. III. Allegro vivace. Оркестровка Михаила Плетнёва. Камерный оркестр Малера / Mahler Chamber Orchestra, Михаил Плетнёв — дирижёр. Даниил Трифонов — фортепиано. Deutsche Grammophon
Что связывает фамилии Трифонов, Плетнёв, Шопен, Григ и Чайковский? Ответ неочевидный, но весьма многоообещающий. Это двойной диск, посвященный творчеству знаменитого польского композитора, вышедший на лейбле Deutsche Grammophon. В записи приняли участие (как вы уже догадались) пианист Даниил Трифонов и Камерный оркестр Густава Малера. За дирижерским пультом Михаил Плетнёв. В его оркестровке на альбоме по-новому звучат два концерта Фредерика Шопена. Релиз получил название Chopin Evocations, что можно перевести как «Воскрешение Шопена».
Причем тут Григ с Чайковским? На диске не только музыка Шопена, но и композиторов, создавших музыкальные посвящения польскому гению. Так у Грига есть этюд «Памяти Шопена», а у Чайковского — пьеса «В манере Шопена».
В нашем эфире прозвучит третья часть Второго фортепианного концерта с этого альбома в безупречном исполнении Даниила Трифонова и Камерного оркестра Густава Малера. Дирижирует Михаил Плетнев.
С двумя концертами Шопена вышла путаница, похожая на истории с первыми бетховенскими концертами. Первым Фредерик начал писать фа-минорный и закончил его тоже раньше. Но почему-то партитура была утрачена и потом написана заново. Поэтому в историю музыки фа-минорный концерт вошел под номером два.
5. Паскаль Заваро. «Машина Трурля» / La Machine de Trurl (2015) I. Великий мастер / Le grand constructeur. Филармонический оркестр Монте-Карло / Orchestre Philharmonique de Monte-Carlo, Жульен Мамондэ / Julien Masmondet — дирижёр. Claves Records
Чем только не вдохновляются современные композиторы! Чего только не творят и не вытворяют! Француз Паскаль Заваро обожает музыку Бартока, Стравинского и Райха. А еще творчество писателя-фантаста Станислава Лема, автора легендарного «Соляриса». В основу сюиты «Машина Трурля» композитор положил рассказ из цикла «Кибериады», который литературоведы относят то к научной фантастике, то к сатире, то к юмору.
По сюжету, два главных героя-ученых Трурль и Клапауций пытаются поразить друг друга новыми изобретениями. Однажды Трурль создает машину, которая способна выполнять всё, что начинается на букву N. Тут-то и начинается космическое приключение…
Пьеса «Великий мастер» из оркестровой сюиты Паскаля Заваро «Машина Трурля» прозвучала в исполнении Филармонического оркестра Монте-Карло под управлением Жульена Мамондэ.
«Великолепная пятерка». Выпуск двадцать первый
Бонус-трек. Edmund Finnis. Parallel Colour. Birmingham Contemporary Music Group, Richard Baker – дирижёр. NMC Recordings
Как же здорово иногда убегать от бытовой суеты в мир идеальных гармоний, наслаждаться чистым цветом и застывшим мгновением. Предлагаем сегодня это сделать вместе с циклом «Параллельный цвет» современного британского композитора Эдмунда ФИнниса. Его творчество хвалят Times и Guardian. Сочинения Финниса исполняют и записывают многие знаменитые коллективы, среди которых, например, лондонский оркестр «Симфониетта». А еще его музыка звучит в исландском фильме «Белый, белый день», премьера которого состоялась на прошлом Каннском фестивале. Любопытный факт: артисты Бирмингемского ансамбля современной музыки вместе с дирижером Ричардом Бейкером, которые участвовали в записи альбома Эдмунда Финниса, первыми в мире исполнили цикл «Параллельный цвет».
Эдмунд Финнис: «Я не думаю, что эта запись — абсолютно законченный, финальный вариант моих пьес. Это то, что звучало вживую на премьере. Главным было передать ощущение от музыки, которое было тогда у оркестрантов. Что же касается итога, нет, я не думаю, что это конец. Хотя сама идея мне очень нравится, но ее реализация пока далека, я считаю».
«Великолепная пятерка». Выпуск двадцать первый

Последние выпуски программы

«Великолепная пятерка». Выпуск двадцатый

Краткость — сестра таланта; старые и новые знакомые; цветок лотоса; обжигающий Восток; бонус-трек для воспитания соседей — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск девятнадцатый

Солнечный Йозеф; мелодичный Бетховен; Рахманинов-перфекционист; дух Кармен жив; первый советский джазмен с консерваторским образованием — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск восемнадцатый

Флейта для императора; молодые и дерзкие взялись за Гайдна; старый знакомый, который звучит по-новому; и классика, и романтизм — новые записи на радио «Орфей».