Антонио Вивальди. Гений на все времена
Итальянский скрипач и композитор Антонио Вивальди-знаменитый представитель эпохи барокко. В жизни и творчестве музыканта самым причудливым образом переплелись, казалось бы, несовместимые вещи: в сане католического священника он получает известность как создатель жанра сольного инструментального концерта, а его оперы исполняются на Венецианском и Римском карнавалах. Наследие Вивальди огромно и точному подсчёту не подлежит. Но авторство цикла скрипичных концертов «Четыре времени года» за ним закреплено на века.
Началу музыкальной карьеры Вивальди может позавидовать любой музыкант: маленьким мальчиком он играл на скрипке в соборе Святого Марка, заменяя в оркестре отца. Внешне они были очень похожи-оба с огненно-рыжей шевелюрой. Довольно быстро Антонио догнал родителя и в виртуозной технике владения инструментом. Решение вундеркинда стать священнослужителем — дань уважения к матери. Время, отданное католической церкви, не прошло зря. Антонио «распределяется» в сиротский приют при монастыре и преподаёт своим воспитанникам игру на скрипке, хоровое пение и руководит оркестром. Проблем с репертуаром нет: 25-летний Антонио полон творческих идей. Юноша сочиняет к каждому церковному празднику по оратории или мессе, а также «учебные» инструментальные опусы.
Цикл скрипичных концертов «Четыре времени года» Вивальди напишет, покинув Венецию. В сорок лет он хочет большей творческой свободы. Окидывая взглядом живописные окрестности Мантуи, переносит в ноты звуки природы, пение птиц, лай собак. С особым блеском удаются ему охотничьи горны — Вивальди, страдающий с детства астмой, не мог играть на духовых инструментах. Музыкант влюбляется. Его избранница- певица, и поэтому Антонио укрепляется в желании стать популярным оперным композитором. И вот уже одна из ранних опер «Неистовый Роланд» имеет успех. Вивальди нет равных в скорости написания партитур. За несколько дней он может сочинить трехактный спектакль. По подсчётам самого Антонии их около ста. Среди них есть партитуры на либретто Пьетро Метастазио, придворного поэта в Вене. Туда Вивальди и отправляется в надежде получить аналогичный статус и хорошее финансовое содержание. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене, и многие из них в итоге потерялись безвозвратно. На чужбине карьера не задалась. Вивальди умирает в нищете, еще при жизни забытый в родном городе. В здании бывшей школы-приюта, где больше четверти века проработал Вивальди, сейчас располагается гостиничный комплекс. Скромная табличка на одном из домов сообщает, что 4 марта 1678 года здесь крестили Антонио Вивальди. Правда, долгое время точность этой даты подвергалась сомнению.