Музыкальная скала́ Пьетро Метастазио
Без итальянского драматурга первой половины 18 века Пьетро Метастазио оперное искусство не досчиталось бы более 400 произведений в этом жанре. Величайший либреттист, который при желании сам мог писать нотные партитуры, в молодости обучался композиции и долгие годы дружил с легендарным певцом-кастратом Фаринелли.
Личная и профессиональная драма Метастазио отчасти «на совести» официально признанного оперного революционера Глюка. Их творческие пути пересекаются в Вене в 1736 году. Пьетро уже несколько лет служит при дворе императора, и его лучшие «музыкальные» драмы «Деметрио» и «Олимпиада» определяют театральную моду того времени. Кристоф в статусе начинающего композитора тонко чувствует конъюнктуру и первые оперы пишет на тексты знаменитого итальянца. Влиятельной поклонницей творчества обоих авторов становится эрцгерцогиня Мария Антуанетта. Она берёт уроки итальянского языка у Метастазио, а музыкой занимается с Глюком. Будущая королева Франции, сама того не желая, через несколько лет разведёт по разные стороны баррикад своих кумиров.
В 1762 году вельможная особа будет подавать команды аплодировать на премьере оперы «Орфей и Эвридика», в которой Глюк предпочёл мастодонту и ревностному приверженцу opera seria Метастазио более авантюрного и прогрессивно настроенного либреттиста Кальцабиджи. У них всего четыре совместных работы. Мизер, если учесть, что из 48 опер почти треть Глюк сочинил на тексты Метастазио.
Могло быть и больше, если бы драматург не притормозил в работе. В 1745 году он чувствовал, что нужны свежие идеи, но продолжал топтаться на месте подобно певцам в ариях с его фирменным da capo al fine. За лет десять до своей кончины, в начале 70-х годов 18-го века, Метастазио полностью отошёл от дел. Написанные им за полвека 26 драм с гармоничной поэтикой, ярким слогом, идеально ложащимся на музыку, понятным и логически выстроенным сюжетом, вытеснили со сцены барочную оперу с её декоративными условностями и «кукольными» страстями.
Пьетро, чьё имя переводится с итальянского как «скала», вовсе не ретроград. Он лишь ревностно защищал свой авторский стиль. Либретто Метастазио не обошли вниманием многие известные композиторы. Среди них его преподаватель по музыке Никола Порпора, Сальери и Моцарт, Гендель и Гайдн. Наконец, с Метастазио началась история русской оперы: музыку к популярной драме «Демофонт» написал в 1773 году Максим Березовский. Молодого композитора не смутило, что ровно 30 лет назад этот же сюжет использовал… Глюк. Так капельмейстер на службе Её Величества Императрицы Всероссийской Екатерины II, сам того не подозревая, примирил двух гениев оперного искусства.
Текст: Ирина Столярова