«Великолепная пятерка». Выпуск пятнадцатый
7 марта 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Романтик Иоганн Себастьян; Зара Левина с огоньком; французская «Весна»; особый весенний подарок от троих мужчин — новые записи на радио «Орфей».
Итальянская пианистка Кьяра Бертольо однажды решила проследить, как музыка Иоганна Себастьяна Баха повлияла на творчество ее соотечественников. Углубившись в тему, исполнительница защитила докторскую диссертацию, создала портал в Интернете и выпустила два диска на лейбле «Да Винчи Классикс». Для обложки первого альбома Кьяра сфотографировала купол церкви в Сан Гальяно, недалеко от Сиенны. Изображение напоминает концентрические круги и, по авторской задумке, отсылает к четкой музыкальной архитектуре произведений Иоганна Себастьяна Баха.
Кьяра Бертольо: «Я очень рада быть с вами в эти дни, когда начинается весна. Думаю, что в России весна — волшебное время. Знаю, что у вас зима длинная и тяжёлая. У нас в Италии она немного короче, но и мы всегда радуемся, когда возвращается солнце, набухают почки на деревьях, появляются первые цветы. Я желаю вам, чтобы ваша весна была прекрасной и полной света».
Несмотря на то, что Бах никогда не был в Италии, он активно интересовался культурой этой страны, изучал стили итальянских композиторов, среди которых, например, Палестрина, Фрескобальди, Вивальди и Перголези. А еще на протяжении жизни Иоганн Себастьян делал транскрипции произведений итальянских мастеров. Бах написал Итальянский концерт, Арию с вариациями в итальянском стиле и другие сочинения, так или иначе связанные с солнечной средиземноморской страной.
(Кьяра Бертольо. Телевизионные съёмки 1992 года)
Слушатели «Великолепной пятёрки» уже знакомы с фортепианным творчеством нашей соотечественницы, композитора Зары Левиной. Сегодня мы продолжим открывать ее музыкальную вселенную и представляем вашему вниманию третью часть из Сонаты для скрипки и фортепиано. Финал прозвучит в исполнении пианистки Марии Леттберг и молодого российского скрипача Юрия Ревича. Музыканту нет и 30, но он уже дебютировал на таких престижных мировых площадках, как Карнеги-холл, Ла Скала, Мюзикферайн и других.
К жанру сонаты для скрипки и фортепиано Зара Левина обращалась дважды в жизни: в 1928 и 1952 годах. Фирма «Мелодия» в свое время выпустила запись первой сонаты в исполнении Давида Ойстраха и композитора.
Сейчас, возможно, некоторые откроют для себя новое имя в истории музыки. Это французский композитор рубежа веков Габриэль Пьерне, который за всю творческую жизнь, помимо опер, балетов, ораторий и много чего еще, написал одно-единственное произведение для кларнета соло — Канцонетту. Опус Пьерне посвятил одному из известных кларнетистов своего времени Шарлю Тюрбану. Но поскольку сегодня «В классике не только мужчины», слушать Канцонетту мы будем в исполнении молодой кларнетистки Аннелин фон Вауве в сопровождении Национального оркестра Лилля. За дирижерским пультом Александр Блох.
Габриэль Пьерне родился на северо-востоке Франции, в небольшом городке Меце. Учился игре на органе у Сезара Франка, а композиции у Жюля Массне. Получив Римскую премию, Габриэль отправился в Италию, где провел два года на вилле Медичи вместе со своим сокурсником Клодом Дебюсси. Пьерне был и дирижером. Под его управлением прошла мировая премьера «Жар-птицы» Игоря Стравинского на «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
Чтобы повысить градус солнечного настроения, отправляемся в далекую Аргентину, на родину короля танго — Астора Пьяццоллы. Наши старые знакомые — очаровательный женский французский квинтет деревянно-духовых инструментов «Аквилон».
Цикл «Времена года в Буэнос-Айресе» у Пьяццолы сложился случайно. В разное время композитор писал отдельные программные пьесы, которые постепенно начал играть на концертах вместе. В исполнении сформировались две последовательности. Одна, как у Вивальди — от «Весны» к «Зиме», а другая от «Осени» к «Лету», поскольку принято считать, что именно с осени в Аргентине начинается календарный год.
В финале сегодняшней «Великолепной пятёрки» всех ждёт особый весенний подарок от россиянина Даниила Трифонова, поляка Фридерика Шопена и испанца Федерико Момпоу. И если первые два имени хорошо известны слушателям «Орфея», то о Момпоу несколько слов сказать стоит.
Испанский композитор Федерико Момпоу родился в конце позапрошлого века. С детства обожал фортепианную музыку. Учился в консерватории Барселоны, а затем, по письменной рекомендации Энрике Гранадоса, отправился поступать в Париж. Мечтал попасть в класс к Габриэлю Форе, но этого не случилось. Из-за крайней застенчивости Федерико пришлось быстро распрощаться с карьерой пианиста и целиком сосредоточиться на сочинении музыки.
Сегодня в исполнении блистательного пианиста Даниила Трифонова мы послушаем Вариации, которые Федерико Момпоу сочинил на тему известнейшей прелюдии Шопена. В цикле Момпоу, кроме самой темы, 12 вариаций. В эфире радио «Орфей» сейчас прозвучат только две. Если захотите познакомиться с остальными — заходите в наше мобильное приложение. Там вы найдёте полную версию шедевра. А команда «Великолепной пятёрки» на этом прощается с вами. Поздравляем с приходом календарной весны и оставляем в окружении нежнейших ароматов –мелодических, гармонических. И тончайшей эротики.