«Великолепная пятерка». Выпуск двенадцатый
15 февраля 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Композитор композитору — друг; любовь, которая перешла по наследству; Брух для искушённых; музыкальная прогулка по Мадриду; классический и современный Франсис Пуленк — новые записи на радио «Орфей».
1. Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках» и «Богатырские ворота». Оркестровка Мориса Равеля. Венский филармонический оркестр. Дирижирует Валерий Гергиев. Philips
Открывает программу запись 2002 года, которая раньше в нашем эфире не звучала. Запечатанный в целлофан диск, выпущенный на лейбле Philips, почти два десятилетия хранился в архивах радио «Орфей», и сегодня мы представляем две пьесы из фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки». Оркестровое переложение Мориса Равеля. «Избушку на курьих ножках» и «Богатырские ворота» исполняет Венский филармонический оркестр. Дирижёр — Валерий Гергиев.
История создания фортепианного цикла «Картинки с выставки» проста и трогательна. После смерти художника Виктора Гартмана, с которым дружили композиторы «Могучей кучки», Владимир Стасов организовал выставку работ почившего живописца. А Модест Петрович Мусоргский, впечатлившись полотнами, всего за три недели написал знаменитый цикл. Правда, издать пьесы получилось только после смерти композитора. Но это ещё не всё. Ученик Римского-Корсакова, дворянин Михаил Тушманов сделал оркестровку цикла, но ее так и не исполнили. Сейчас это кажется удивительным, но известность к «Картинкам с выставки» пришла только почти через полвека после того, как Мусоргский их создал. И произошло это благодаря оркестровому переложению Мориса Равеля. Сегодня цикл пьес играют не только многие известные пианисты и симфонические оркестры. Отдельные номера исполняют популярные рок-группы.
2. Роберт Шуман. «Венский карнавал». Третья часть. Scherzino. Лукас Генюшас (фортепиано). Фирма «Мелодия»
«Три богатыря», «три мушкетера-пианиста»: Андрей Гугнин, Вадим Холоденко и Лукас Генюшас на закрытии первого сезона в зале «Зарядье» устроили концерт, посвятив его 90-летию со дня рождения своего знаменитого учителя, Веры Васильевны Горностаевой. Выступление записала и издала фирма «Мелодия». Лукас Генюшас, внук знаменитой пианистки, с теплом вспоминает свою бабушку и педагога.
Лукас Генюшас: «Могу сказать, что квартира Веры Васильевны — священное пространство. Я жил с мамой, но как музыкант вырос там, я там бывал очень часто. После ухода Веры Васильевны я продолжаю туда приезжать почти каждый день, просто потому что это пространство, в котором я привык заниматься музыкой. И эта обстановка, её рабочий кабинет с двумя роялями, который был, как мы шутили, филиалом консерватории — последние 25 лет она не работала в консерватории, она не ходила туда, занималась всегда дома, и в этой комнате я чувствую, что работаю на другом уровне. Конечно, я занимаюсь и дома, в разных местах мне приходится заниматься. Но результативность работы там ни с чем несравнима».
«Венский карнавал» попал в программу концерта к 90-летию со дня рождения Веры Горностаевой неслучайно. Вера Васильевна любила играть этот цикл. Возможно, любовь передалась по наследству и теперь «Венский карнавал» с успехом исполняет Лукас Генюшас.
Тяжело искушенным меломанам: всё-то они слышали, всё-то они знают. Но классика хороша тем, что нет-нет, да и найдется в ней замысловатый опус, который откроет знакомого композитора заново. И сегодня роль лекарства от снобизма в нашей программе играет Вторая часть из цикла «Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» Макса Бруха. Произведение прозвучит в исполнении Камерного ансамбля филармонии Осло (Oslo philharmonic chamber group).
«Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» Макс Брух написал в 1910 году, когда был профессором в Берлинской Высшей школе музыки, где у него учились Отторино Респиги, Оскар Штраус и Ральф Воан-Уильямс. Почти все восемь пьес минорные. Некоторые исследователи это связывают с тем, что Брух создавал цикл на закате карьеры и творческого пути — композитору уже было за 70.
Что может быть прекраснее внепланового путешествия, скажем, в знойный Мадрид? Прежде чем ответить, придется хорошенько подумать. Прогуляться по ночным улицам испанского города приглашает оркестр «Пульчинелла» (Pulcinella Orchestra) и французская виолончелистка Офелия Гайяр (Ophélie Gaillard). Её имя, кстати, пару лет назад попало в новостные сводки из-за детективной истории. Сначала злые люди украли у Офелии её инструмент 18-го века, но потом вернули, подкинув в автомобиль виолончелистки, припаркованный возле дома, и разбив для этого заднее стекло машины. Следователи тогда предположили, что преступники просто-напросто не смогли продать украденное из-за высокой стоимости. Виолончель работы итальянского мастера Франческо Гофриллера оценивают почти в полтора миллиона евро.
Музыкальное наследие Луиджи Боккерини стоит несколько особняком среди произведений его современников. В «век оперы», как нередко называют 18 столетие, композитор предпочитал писать инструментальные опусы. Исследователи считают Боккерини одним из основателей жанра струнного квинтета и первым, чьи квинтеты получили европейское признание. Боккерини был блестящим виолончелистом, поэтому неудивительно, что для этого инструмента он написал множество произведений. «Ночная музыка улиц Мадрида» — 60-й квинтет композитора.
Музыку Франсиса Пуленка можно без ограничения принимать как средство от хандры и для улучшения настроения. Этот композитор каждому солирующему инструменту давал звучать по-новому, ярко, индивидуально, но при этом бережно сохраняя певучесть и следуя лучшим классическим традициям. Оставаться современным в 20 веке и не уйти в радикальный авангард — дар, которым обладал знаменитый француз. Крисчен Иле Хэдленд (Christian Ihle Hadland) будто был рожден, чтобы играть музыку Пуленка. Сегодня в исполнении норвежского пианиста и Оркестра Норвежского радио (Norwegian Radio Orchestra) под управлением Томаса Сёндергорда (Thomas Søndergård) мы услышим финал концерта для фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка.
Концерт для фортепиано с оркестром Франсис Пуленк написал по заказу дирекции Бостонского симфонического оркестра, с которым композитор выступал как солист в большом гастрольном туре по Соединенным Штатам. Дирижировал Димитрис Митропулос — ученик Ферручо Бузони и учитель Леонарда Бернстайна. В то время в Америке музыка Франсиса Пуленка была хорошо известна. Возможно, даже лучше, чем во Франции.
Гениальная пианиста Мария Юдина могла позволить себе многое. Например, играть в Советском Союзе запрещенную музыку Стравинского или публично читать «Доктора Живаго», а еще выходить на сцену с крестом на груди. Увольнение из Петербургской консерватории за такие проделки Юдину особо не волновало — пианистку с нетерпением ждали в Москве.
В прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения Марии Вениаминовны. По этому случаю фирма «Мелодия» затеяла масштабный проект — отреставрировать все записи пианистки, хранящиеся в архиве. Это, между прочим, более 35 часов звучания. А какой репертуар! Тут и Бах, и венские классики, и авангардные Веберн с Волкноским, и многие другие. Мы же послушаем две ранние прелюдии Александра Скрябина из ор. 11. Запись 1952 года.