У
Прокофьева в симфонической сказке «Петя и волк» флейта — это Птичка. А у Алексея Вергунова, солиста
Симфонического оркестра радио «Орфей», этот музыкальный инструмент ассоциируется с журчанием ручья.
А. Вергунов: Мне очень нрав ится играть в верхнем регистре. Мне кажется, что флейта вообще должна раскрываться, показывать свои самые яркие, выигрышные стороны, а это возможно именно за счёт серебристого тембра, за счёт красоты, которая звучит именно в среднем и высоком регистре. В нижнем регистре флейта тоже звучит очень красиво, но в силу особенностей инструмента этого нужно добиваться через преодоление природы инструмента. А верх — это естественная среда для флейты.
Флейта — единственный духовой инструмент, при игре на котором, не весь воздух, выдуваемый исполнителем, попадает в инструмент, а только его часть. Это связано с расщеплением воздушной струи — чуть больше половины идет внутрь инструмента, а остальное — наружу. Поэтому дыхание флейтисты берут чаще и в большем объёме.
К сожалению, зачастую слушатели не воспринимают флейту как сольный инструмент.
А. Вергунов: Чтобы стать действительно сольным концертирующим исполнителем, духовику нужно мало того, что быть, профессионалом, нужно ещё сломить отношение, что духовые — это оркестровые инструменты, а сольные — это скрипка, виолончель, фортепиано.
Наши консерватории готовят сольных музыкантов. При этом девяносто девять процентов работают в оркестрах. Но все, конечно, мечтают играть соло с оркестром, играть знаменитые произведения Моцарта, Чайковского, Рахманинова, великих классиков. Одна из основных сложностей игры на флейте — умение переключаться с солирующей партии на туттийную, когда играет весь оркестр. Давайте для начала разберемся, что соло бывает разное. Так, есть соло в оркестре — это когда флейтист, оставаясь «винтиком» большого коллектива, на какой-то промежуток времени становится в нем главным, после дирижера, конечно. И соло с оркестром — это когда музыкант стоит рядом с дирижером и исполняет произведение, в котором оркестр выступает либо как аккомпаниатор, либо как полноправный партнер. Так вот, даже когда флейтист исполняет соло в оркестре, не говоря уже о соло с оркестром, его игра по манере отличается от игры ансамблевой. Ведь в первом случае предполагается большая степень самовыражения, а во втором нужно слиться с остальными музыкантами по штриху, по характеру, во всех нюансах. Поэтому флейтисту необходимо хотя бы несколько мгновений, чтобы настроиться на нужную манеру игры.